Эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:25, реферат

Описание

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 32.98 Кб (Скачать документ)

  Доминирующая  когнитивистская ориентация современных  психологических исследований привела  к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также  и сознательные оценки, которые человек  дает ситуации. Полагают, что такие  оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания. 

когнитивно-физиологическая  тория С. Шехтер

  К тому, что  было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту  внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают  на основе физиологического возбуждения  и конгнитивной оценки. Некоторое  событие или ситуация вызывают физиологическое  возбуждение, и у индивида возникает  необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение  вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом  возбуждении, а от того, как индивид  оценивает ситуацию, в которой  это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или  гневом, страхом или отвращением  или любой другой подходящей к  ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое  физиологическое возбуждение может  испытываться, как радость или  как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

  Он показал, что немалый вклад в эмоциональные  процессы вносят память и мотивация  человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

  В одном  из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной  теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный  раствор в сопровождении различных  инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них  состояние эйфории, в другом -состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

  Было показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят  от того, как их переживают другие, рядом  находящиеся люди. Это значит, что  эмоциональные состояния могут  передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых  переживаний зависит от его личного  отношения к тому, кому он сопереживает. 

Информационная  теория П.В.Симонова

  Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в  краткой символической форме  представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого  следующую формулу:

  Э=F (П, (Ин-Ис, …) ),

  где Э эмоция, ее сила и качество;

  П величина и специфика актуальной потребности;

  н Исоценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

  Ин информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

  Ис информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

  Согласно  теории эмоций Симонова, возникновение  эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами когда Ис больше чем Ин.

  Симонов утверждает, что существует относительная независимость  нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная  независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между  ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а  дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле:

   .

  С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз  вероятности достижения цели:

  

Заключение

  Как правило, теории эмоций мало что могут сказать  о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. 

Литература 

  
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
  3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвящение: Владос, 1994.-576 с.

Информация о работе Эмоции