Экспериментальные переменные и способы их контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание

Одним из методов психолого-педагогического исследования является эксперимент, используемый для установления причинно-следственных связей. Возможность наблюдения и измерения переменных является одним из условий применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ…………………………..4
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ……………………………...7
КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ……………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..17

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальные переменные и методы их контроля.docx

— 32.12 Кб (Скачать документ)

 

  1. КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ

 

Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит  в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл  понятия "контроль" - управление внешними, "прочими" переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два основных способа  контроля независимой переменной. Эти  способы лежат в основе двух типов  эмпирического исследования: активного  и пассивного. Напомним, что в  психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным - наблюдение и измерение. Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

В эксперименте контроль независимой  переменной производится с помощью  активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (также - измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых  значений независимой переменной из числа уже существующих переменных. Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором  в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и высокоуспешных при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

При планировании исследования следует иметь в виду, что принципы, предъявляемые к формированию плана  для активного и пассивного исследований, одни и те же, за исключением контроля эффектов, связанных с экспериментальным  воздействием.

Существует несколько  основных приемов контроля влияния  внешних ("прочих") переменных на результат эксперимента:

1) элиминация внешних переменных, когда экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в психофизических лабораториях часто создаются экспериментальные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внешних переменных невозможно. Например, трудно представить себе, как можно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.

2) константность условий, когда исследователь стремится сделать неизменными внешние пространственно-временные условия проведения эксперимента. Например, экспериментальные пробы или наблюдение за поведением проводятся со всеми испытуемыми в одно и то же время суток и в один и тот же день недели, например в понедельник в 9 часов утра. Однако это не гарантирует от эффекта смешения. Допустим, мы тестируем уровень достижений школьников при решении простых арифметических задач. Школьники -"совы", у которых уровень работоспособности приходится на вторую половину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники -"жаворонки". Если они преобладают в группе, то их результаты будут смещены, по сравнению с результатами, которые могли бы получиться на генеральной совокупности.

3) балансировка, когда в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной - совместным действием внешних и независимой переменных.

4) контрбалансировка, когда эксперимент включает в себя несколько серий и испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. Например, при выполнении тестов интеллекта важен порядок предъявления испытуемому задач: от простой к сложной или от сложной к простой. В первом случае более интеллектуальные испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем менее интеллектуальные. При втором варианте предъявления заданий менее интеллектуальные испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги.

5) рандомизация, когда каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы "случайных" чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.

Эти приемы, разумеется, не позволяют  полностью избежать воздействий  со стороны "прочих" переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между  двумя явлениями. Первый признак - разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который таковому не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта.

Второй признак - наличие  статистической связи между двумя  переменными (причиной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением другой.

Третий признак - причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная  процедура исключает иные возможности  объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явления В исключены.

Проверка экспериментальной  гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим  образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую причину: она выступает  в качестве экспериментального воздействия, вследствие - изменение состояния объекта - регистрируется с помощью какого-либо измерительного инструмента.

Экспериментальное воздействие  служит для изменения независимой  переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной.

Внешние ("прочие") переменные экспериментальной ситуации экспериментатор  должен контролировать. Среди внешних  переменных выделяют:

1) побочные переменные, которые  порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных  данных (фактор времени, фактор  задачи, индивидуальные особенности  испытуемых);

2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой  связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы  уровень дополнительной переменной  должен соответствовать ее уровню  в изучаемой реальности. Например, при изучении связи уровня  развития непосредственного и  опосредованного запоминания дети  должны быть одного возраста. Возраст в этом случае - дополнительная  переменная. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется "ключевой". Контрольной  переменной называется дополнительная  переменная, которая в факторном  эксперименте становится второй  основной.

Суть эксперимента состоит  в том, что экспериментатор варьирует  независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1997.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2000. - 320с.
  3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник для ВУЗов. М.: Изд-во ЧеРо, 2001.
  4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.1-2. М.: Прогресс, 1966.

Информация о работе Экспериментальные переменные и способы их контроля