Экспериментальные переменные и способы их контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание

Одним из методов психолого-педагогического исследования является эксперимент, используемый для установления причинно-следственных связей. Возможность наблюдения и измерения переменных является одним из условий применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ…………………………..4
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ……………………………...7
КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ……………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..17

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальные переменные и методы их контроля.docx

— 32.12 Кб (Скачать документ)

 

 

 

«Экспериментальные  переменные и способы их контроля»

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

  1. НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ…………………………..4
  2. ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ……………………………...7
  3. КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ……………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из методов психолого-педагогического  исследования является эксперимент, используемый  для  установления причинно-следственных связей. Возможность наблюдения и  измерения переменных является одним  из  условий применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности  фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических  переменной.

Переменная может быть представлена в показателях времени  реакции испытуемого, измеренного  с помощью секундомера, но это  могут быть и полученные на основе психологического наблюдения частоты  встречаемости тех или иных изменений  в поведении испытуемых. Определение  переменной в самом общем значении этого термина: это реальность, изменения  которой могут быть каким-то образом  измерены. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

 

Независимая переменная - переменная, которая введена экспериментатором, изменяется им и оценивается её воздействие.

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это  изменение может быть вызвано  действием экспериментатора и обусловлено  связью двух переменных.

Например, в эксперименте по выработке простого двигательного  навыка он наказывает испытуемого за неудачи. Размер наказания может  выступать в качестве независимой  переменной, а скорость выработки  навыка - зависимой переменной. Наказание  не только закрепляет у испытуемого  соответствующие реакции, но и порождает  у него ситуативную тревогу, которая  влияет на результаты - увеличивает  число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.

Центральная проблема при  проведении экспериментального исследования - выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние  условия);

3) управляемые особенности  (состояния) испытуемого. 

Последние часто называют "переменными организма". Иногда выделяют четвертый вид переменных - константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т.д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

Характеристики задания - то, чем может манипулировать экспериментатор  более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что  экспериментатор варьирует только характеристиками стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которые должен достичь испытуемый входе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.

К особенностям ситуации следует  отнести те переменные, которые непосредственно  не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это  может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя  и т.д.

Эксперименты по выявлению  эффекта социальной фасилитации (усиления) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная или интеллектуальная задача. Он сначала выполнял ее в одиночку, а затем в присутствии другого человека или нескольких людей (последовательность, разумеется, менялась в разных группах). Оценивалось изменение продуктивности испытуемых. В этом случае задача испытуемого оставалась неизменной, изменялись лишь внешние условия эксперимента.

Экспериментатор может варьировать: во-первых физическими параметрами ситуации, не являющиеся стимулами, а именно: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.).

Во-вторых, это социально-психологические  параметры: изоляция - работа в присутствии  экспериментатора, работа в одиночку - работа с группой и т.д.

В-третьих, это особенности  общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.

Судя по публикациям в  научных журналах, за последние годы резко возросло количество экспериментальных  исследований, в которых применяется  варьирование внешних условий.

К "организменным переменным", или неуправляемым характеристикам  испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические  и социальные признаки. Традиционно  их относят к "переменным", хотя большинство из них является неизменным или относительно неизменным на протяжении жизни. Влияние дифференциально-психологических, демографических и прочих константных  параметров на поведение индивида изучают  в корреляционных исследованиях. Однако авторы большинства учебников по теории психологического метода, такие, как В. - Дж. Андервудили М. Мэтлин, относят эти параметры к числу независимых переменных эксперимента.

Дональд Кэмпбелл выделил следующие виды независимой переменной (как основания задания экспериментальных и контрольных условий).

1) управляемые переменные  или факторы, такие, как метод  обучения;

2) потенциально управляемые  переменные, которые экспериментатор  в принципе мог бы варьировать,  но по каким-то причинам этого  не делает;

3) относительно постоянные  аспекты окружения (социально-экономический  уровень, населенный пункт, школа  и т.д.). Эти переменные не находятся под непосредственным контролем экспериментатора, но могут выступать в качестве оснований для разбиения испытуемых или условий на определенные классы как уровни независимой переменной;

4) "организмические" переменные - пол, возраст и другие объективированные характеристики;

5) тестируемые или предварительно  измеряемые переменные.

Приведенный вариант классификации  видов НП не предполагает учета теоретических  интерпретаций или феноменальных  характеристик психологической  реальности. Такой формальный подход возможен только при обсуждении общей  структуры исследования и недостаточен при содержательном обсуждении проблемы, что же на самом деле изменялось в качестве переменной. [3]

 

  1. ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

 

Зависимая переменная - величины, изменения которых зависят от воздействия переменной независимой.

Психологи имеют дело с  поведением испытуемого, поэтому в  качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального  поведения. К ним относятся: число  ошибок, которое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.

Выбор поведенческого параметра  определяется исходной экспериментальной  гипотезой. Исследователь должен ее максимально конкретизировать, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была one-рационализирована - поддавалась  регистрации в ходе эксперимента.

Параметры поведения условно  можно разделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические (или пространственно-временные) параметры достаточно легко поддаются аппаратурной регистрации. Приведем примеры этих параметров.

1. Точность. Наиболее часто  регистрируемый параметр. Поскольку  большинство заданий, предъявляемых  испытуемому в психологических  экспериментах, являются задачами  на достижения, то точность или  противоположный параметр - ошибочность  действий - будет главным регистрируемым  параметром поведения.

2. Латентность. Психические  процессы протекают скрытно от  внешнего наблюдателя. Время от  момента предъявления сигнала  до выбора ответа называется  латентным временем. В некоторых  случаях латентное время является  важнейшей характеристикой процесса, например, при решении мыслительных  задач.

3. Длительность, или скорость  выполнения. Является характеристикой  исполнительного действия. Время  между выбором действия и окончанием  его выполнения называют скоростью  действия (в отличие от латентного  времени).

4. Темп, или частота действий. Важнейшая характеристика, особенно  при исследовании простейших  форм поведения.

5. Продуктивность. Отношение  числа ошибок или качества  выполнения действий ко времени  выполнения. Служит важнейшей характеристикой  при исследовании научения, познавательных процессов, процессов принятия решения и т.д.

Содержательные параметры  поведения предполагают категоризацию  формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той  теории, предположения которой проверяются  в данном эксперименте.

Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается посредством: а) обучения наблюдателей и разработки карт наблюдения; б) измерения формально-динамических характеристик поведения с помощью  тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в её устойчивости при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.

Можно выделить три типа зависимых переменных:

1) одномерную;

2) многомерную;

3) фундаментальную.

В первом случае регистрируется лишь один параметр, и именно он считается  проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная связь), как, например, при  изучении времени простой сенсомоторной  реакции. Во втором случае зависимая  переменная многомерна. Например, уровень  интеллектуальной продуктивности проявляется  во времени решения задачи, его  качестве, трудности решенной задачи. Эти параметры могут фиксироваться независимо. В третьем случае, когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная - в качестве функции. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии F (a) рассматривается как функция отдельных ее проявлений (а,): мимики, пантомимики, брани, рукоприкладства и др.

 Существует еще одно  важное свойство зависимой переменной, а именно - сенситивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой. Суть в том, что манипуляция независимой переменной влияет на изменение зависимой. Если же мы манипулируем независимой переменной, а зависимая не изменяется, то зависимая переменная несенситивна по отношению к независимой. Два варианта проявления несенситивности зависимой переменной получили названия "эффект потолка" и "эффект пола". Первый случай встречается тогда, когда предъявляемая задача так проста, что уровень ее выполнения много выше всех уровней независимой переменной. Второй эффект, напротив, возникает тогда, когда задание настолько сложно, что уровень его выполнения оказывается ниже всех уровней независимой переменной.

Итак, как и прочие компоненты психологического исследования, зависимая  переменная должна быть валидна, надежна, обладать чувствительностью к изменению уровня независимой переменной.

Существуют два основных приема фиксации изменений зависимой  переменной. Первый применяется наиболее часто в экспериментах с участием одного испытуемого. Изменение зависимой  переменной регистрируется во время  эксперимента вслед за изменением уровня независимой переменной. Примером является фиксация результатов в экспериментах  по научению. Кривая научения представляет собой классический вариант тренда - изменения успешности выполнения заданий от числа проб (времени проведения эксперимента). Для обработки таких данных применяется статистический аппарат анализа трендов. Второй прием фиксации изменения уровня независимой переменной называется отсроченным измерением. Между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени, его длительность устанавливается по времени отдаленности следствия от причины. Например, прием дозы алкоголя увеличивает время сенсомоторной реакции не сразу, а по прошествии определенного времени. То же самое можно сказать о влиянии заучивания конкретного количества иностранных слов на успешность перевода текста на редкий язык: эффект проявляется не сразу (если проявляется). [1,2]

Информация о работе Экспериментальные переменные и способы их контроля