Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются студенты 2-го курса в возрасте 17-19 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Психология3.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

     В заключение анализируются позиции в общении, умение слушать и быть услышанным, построение эффективных и неэффективных речевых высказываний, особенности невербального поведения, пошаговое построение «уверенного» поведения в общении.

     Упражнение 9. «Путанка»

     Группа  выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

     Упражнение  10. Метафора

     Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие  вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается?

     Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга.

     Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

     Упражнение 11. Ключ к неизвестному

     На  первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы — как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. На занятии предлагается 2 —3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Участники должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

     Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные  с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

     К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т. д.

     Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

     Упражнение 12. Требование

     Ведущий предлагает проверить свои возможности  в области предъявления требований к окружающим.

     Варианты  упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт, и т. п.

     Подобные  занятия вооружают навыками использования  различных методик при предъявлении требования.

     Упражнение 13. Понял — не понял

     Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

     Упражнение 14. Каузальная атрибуция

     Упражнение  направлено на формирование установки  на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.

     Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого» или «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»).

     Для тренировки в компании друзей, где  идет легкая беседа ради развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: почему, зачем тот или иной из присутствующих говорит или делает это. Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит — интересничает? Она изображает шута — зачем?

     В ходе группового обсуждения можно пользоваться заданным ведущим (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он станет надежно работающим внутренним приемом при анализе любого явления, с которым знакомится учащийся.

     Упражнение 15. На чужом месте

     Один  из участников получает от ведущего или  от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

     Игру  желательно проводить в затемненном  помещении, в удобных креслах  — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно вещи заменяются одушевленными существами, «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т. д.

     Упражнение 16. Зеркало

     Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее сымитировать их выполнение; их всего пять. Задания следующие:

    • делаем маникюр;
    • собираемся в поход;
    • готовим обед;
    • занимаемся спортом;
    • строим дом.

     Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет на время роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.

     Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнает об успешности своей работы в роли зеркала.

     Упражнение 16. Монолог с двойником

     Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не «произносить речь», а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.

     Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Следует копировать невербальное поведение и не мешать монологу. Через несколько минут участники меняются местами.

     Упражнение 17. Разведчик

     Выбирается  один из участников — «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача — обнаружить все перемены.

     Упражнение 18. Я тебя понимаю

     Каждый  член группы выбирает себе партнера и  затем в течение 2—3 мин в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.

     Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга. 
 
 

Заключение 

     Цель  исследования заключалась в психологическом анализе и выявлении необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитии.

     Наше  предположение, заключавшееся в  том, что с помощью развивающих  методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности, было подвергнуто проверке с помощью  теоретических и эмпирических исследований.

     В теоретической части нами были рассмотрены  различные точки зрения отечественных  и зарубежных исследователей по проблеме развития коммуникативных навыков  личности.

     Эмпирическая  часть исследования была направлена на выявление необходимых коммуникативных навыков личности и их развитие с помощью специальных методик.

     В исследовании принимали участие 18 студентов 2-го курса факультета иностранных  языков ….

     Результатом исследования стало то, что после  проведения тренинга у большинства  участников стало заметно развитие навыков делового общения, но не у всех в равной степени. Пять из одиннадцати участников второй группы по своим способностям приблизились к участникам первой подгруппы, но лишь один из четырех участников третьей подгруппы сумел добиться уровня участников второй подгруппы. В любом случае, участникам требуется дальнейшее развитие навыков делового общения, в том числе и для того, чтобы не утратить достигнутого. Так или иначе, всем участникам удалось развить свои коммуникативные навыки.

     Таким образом, мы доказали, что с помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолеть проблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.

     Задачи, поставленные для исследования в  работе, были реализованы.

     Цели  достигнуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Беличева  С.А. Основы превентивной психологии. –  М., 1993.
  2. Вайзман  Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1995.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. – М., 1995.
  4. Дефектология: Словарь-справочник. – М., 1996.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь.
  6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. – М., 1993.
  8. Коджаспирова Г.М. История и философия в таблицах и схемах. – М., 1998.
  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1982.
  10. Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.
  11. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
  12. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
  13. Краткий словарь по социологии. – М., 1989.
  14. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
  16. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988.
  17. Лиишн О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
  18. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997.
  19. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  20. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
  21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  22. Нестеренко А.В. Основы сексологии. – М., 1998.
  23. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. – М., 1984.
  24. Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. – М., 1997.
  25. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.
  26. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994.
  27. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
  28. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.
  29. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М., 1986.
  30. Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. – М., 1978.
  31. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.
  32. Педагогический словарь. – М., 1999.
  33. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Рязань, 1996.
  34. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону, 1996.
  35. Прикладная социальная психология. – М., Воронеж, 1998.
  36. Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагогика. – М., 1998.
  37. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Мижериков В.А. – Ростов-на-Дону, 1998.
  38. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1997.
  39. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1.
  40. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М., 1990.
  41. Симонов. В.Н. Педагогический менеджмент. – М., 1997.
  42. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М., 1997.
  43. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
  44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  45. Сулимова Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.
  46. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. – М., 1995.
  47. Философский словарь. – М., 1986.
  48. Шевандрин Н.И. Социальная психолгия в образовании. – М., 1995.
  49. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. – Киев, 1990.
  50. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.
  51. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Лозовский. – М., 1993.
  52. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии. – Ижевск, 1995.
  53. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб, 1990.
  54. Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польского. – М., 1986.
  55. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. – М., 1990.
  56. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1992.
  57. Снетков В.А., Зинин А.М., Винченко И.Ф. Типы и элементы внешности. – М., 1979.
  58. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов