Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Содержание

Понятие эмоциональных состояний, их виды.
Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.
Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.
Особенности эмоционального состояния женщины во время беременности. Рекомендации.
Методы психологического воздействия на эмоциональную сферу личности. В конце параграфа - выводы, определение эм. состояния, эмоционального напряжения, эмоционального выгорания, ситуативной и личностной тревожности.
Какие методы в итоге наиболее подходящие для использования в рамках стационара. Выводы к главе 1.

Работа состоит из  1 файл

эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

http://www.zabolevaniya.ru/

 

6. Методы психологического  воздействия на эмоциональную  сферу личности.

Существует множество  классификаций методов психотерапии. Под методом

понимается общий принцип  лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к

лечению, образует систему  или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др.

Рассмотрим некоторые  из наиболее распространенных в практике методы.

Самовнушение тесно связано  с такими понятиями как самовоспитание,

саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» [13]. Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация

мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество

психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная

тренировка, основателем  которой считается немецкий психолог И.Г.Шульц,

сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение [13]. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.

Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное – это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психолог обучает клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь. К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в

которой можно определить и практиковать изменения» [13]. Целью временных групп является выработка такого поведения, которое является

приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию. Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога - правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания.

Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия. Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально-организованной управляемой средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное

выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как  средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:

-         Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями;

-         Групповую психотерапию в условиях  совместной деятельности;

-         Игровую психотерапию.

Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие  неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также  могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс

разрешения межличностных  конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других

людей. Подобные программы  предполагают желание человека следовать

предложенному пути и готовность к большой работе над собой.

Различные терапевтические  методы часто используются в сочетании  с

трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо

организованный труд - это  мостик, соединяющий человека с социальной

действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с

реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией.

Многообразие перечисленных  выше методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно подвержено стрессам.

Т. о. защитные механизмы  психологического консультирования очень  часто

связаны с проявлениями тревожности  клиента. В процессе консультаций психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также необходимо учитывать,

что в интересах эффективности  психотерапии не следует на начальном  этапе

консультирования лишать клиента защитных механизмов. Попытка  резкого

воздействия на психо-эмоциональную сферу испытуемого может привести к

развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется исправлять путем

увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен помнить то,

тревожность представляет собой  сложный основополагающий фактор психо-

эмоционального климата  психологического консультирования и  является основой психологической защиты.

1.             Абрамова Г.С. Практикум по  психологическому консультированию.

Екатеринбург, 1995.

13.        Обозов  Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое

пособие. СПб., 1995.

 

Выводы

1.  Успешность профессиональной  подготовки и последующей деятельности  человека зависит от индивидуальных  особенностей. К необходимым личностным  качествам медицинского работника  относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.

 

2.  Эмоциональное выгорание  - выработанный личностью механизм  психологической защиты в форме  полного или частичного исключения  эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие  воздействия;

 

3.  У людей, пораженных  СЭВ, как правило, выявляется  сочетание психопатологических,  психосоматических, соматических  симптомов и признаков социальной  дисфункции.

 

4.  К факторам вызывающим  эмоциональное выгорание относятся  особенности профессиональной деятельности  и индивидуальные характеристики  самих профессионалов, и содержательные  аспекты деятельности.

 

5.  Труд медицинских  работников ответственен, требует  выносливости, предполагает высокую  и постоянную психо - эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.

 

6.  Развитию СЭВ у  медицинских работников способствуют  определенные личностные особенности  - высокий уровень эмоциональной  лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

 

 


Информация о работе Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара