Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Содержание

Понятие эмоциональных состояний, их виды.
Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.
Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.
Особенности эмоционального состояния женщины во время беременности. Рекомендации.
Методы психологического воздействия на эмоциональную сферу личности. В конце параграфа - выводы, определение эм. состояния, эмоционального напряжения, эмоционального выгорания, ситуативной и личностной тревожности.
Какие методы в итоге наиболее подходящие для использования в рамках стационара. Выводы к главе 1.

Работа состоит из  1 файл

эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

Существует тесная взаимосвязь  между профессиональным "выгоранием" у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к  снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению  к рабочим обязанностям, которые  сводятся к необходимому минимуму. Нередко "трудоголизм" и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием"

Развитию этого состояния  способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной  лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений

Деятельность врача-психотерапевта является публичной, подразумевает  необходимость работы с большим  количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние  отличаются от лиц основной массы  населения психической неуравновешенностью  и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

 

Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских  работников, прежде всего те, кто  осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники "тяжелых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам [3].

Таким образом, специфика  профессиональной деятельности медицинских  работников является предпосылкой к  развитию СЭВ.

1.  Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

2.  Знаков В.В. Исследование  профессионально важных качеств  у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81

3.  Захаров С. Синдром  выгорания у врачей. /С. Захаров  // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748

4.  Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. - Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. - 286 с.

 

 

4. Особенности  эмоционального состояния женщины  во время беременности. Рекомендации

 Беременность — очень  особенное время постоянного  изменения, преображения. Процесс  развития и роста дитя происходит  в маминой матке, и сама женщина  во время беременности и родов  меняется — становится матерью,  постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству  протекает на всех уровнях:  физическом, ментальном, эмоциональном,  преображается тело и душа  женщины. Гормональный фон беременности  может привести к частым сменам  настроения, повышению тревожности,  изменениям либидо, утомляемости  и слезливости, к другим неожиданным  эмоциональным изменениям. Порой  достаточно много испытаний доставляет  женщине ее общая жизненная  ситуация. Все это, происходящее  внутри и около беременной  женщины, требует зачастую от  нее большого напряжения сил.  В это время очень важно  качество и достаточность поддержки,  которую получает женщина, востребованной  может оказаться профессиональная  помощь психолога, акушерки или  опытной женщины, прошедшей опыт  вынашивания и рождения ребенка.[3]

Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания  ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен "синдром обустройства гнезда", который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.[6]

Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие.

Изменение в самосознании женщины во многом обусловлены действием  эволюционно выработанных биологических  механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности  у матери играет особую роль "парацептивный" опыт (т.е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком). (основы психологии семьи и семейного консультирования)[2]

Рассматривая беременность, можно выделить основные отличительные  характеристики этого периода. На наш  взгляд, изменения затрагивают три  уровня человеческой жизни: физиологический, психофизиологический и психологический. Рассмотрим психологический уровень  изменения.

Психологические изменения  во время беременности проявляются  в так называемом синдроме беременности. Применительно к беременности, синдром  – это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается  не родами, а в момент пигмалионизации своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами [1]

На первом этапе чаще всего  испытывается аффект осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется следующее  различие: чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем  больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я – в положении". Этот этап характеризуется признанием физиологических  изменений в своем организме. Реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое  влияние на ожидающих матерей.[4]

Так как эти изменения  носят интенсивный характер в  начале беременности, и требуется  некоторое время для адаптации  к ним, вероятно, что эмоциональные  переживания женщины в течение  первого стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушение аппетита.

Особого внимания заслуживает  симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени  присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается  эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебание настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения: в ощущениях скуки, в медлительности, в возрастающем недовольстве собой, в вербализованном чувстве угнетенности.

С момента осознания и  внутреннего и принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом  противоречивого отношения к  беременности. Исследователи отмечают, что в это время наблюдаются  характерные быстрые колебания  настроения и воскрешение прежних  тревог, аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда  и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие до паники – "вынесу ли я роды?" ; и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

Далее возникает характерная  для беременности психическая перестройка  самосознания женщины с постепенным  включением в него образа ребенка. В  этот момент будущей матерью переживается симптом новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать  первые шевеления плода. Ребенок  своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: "проснулся", "веселится", "беспокоится" и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональный тона. Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляются черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно – смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как "соединство", "сроднение". Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.[5]

Таким образом, описанный  выше синдром, является типичным для  периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко вышеуказанные симптомы, усиленные  страхом перед неизвестным, проявляются  в течении первой сохраненной беременности.

Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать  беременность качественно новым  состоянием организма и психике  женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.

Поэтому основным показателем  успешного окончания беременности, на наш взгляд, является приобретение женщиной нового качества материнства [7]

1 Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498с.

2 Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.

3 Виткин, Дж. Женщина и стресс/ Дж. Виткин. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 320с.

4 Емелина, Н. Жду малыша./ Емелина Н.// Мама, это я! – 2009. - № 11 (44) . – С. 88 – 91.

5 Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практического психолога 2003 № 4–5 с. 38 — 45

6 Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 368с.

7 Филиппова, Г.Г. Психология материнства/ Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 240с.)

Рекомендации.

 Первые месяцы беременности  — это время революционных  перемен не только в физиологии  женщины, но и в ее психологии. Во внутреннем, сокровенном пространстве  ее Я появилось пространство  другого человека, с существованием  которого надо не просто считаться,  а возможно, перестроить всю жизнь,  изменить все планы. Не все  могут безоговорочно принять  эти перемены.

- не нужно пытаться решить все проблемы сразу.

- самое важное теперь осознать и принять новое состояние. Разрешить себе быть беременной. Принять свое новое состояние означает принять появление в жизни ребенка, научиться понимать его потребности. Потакать своим маленьким слабостям — будь то желание прилечь в середине дня или купить себе какой-нибудь деликатес.

 - повышенная раздражительность — это сигнал будущей маме, что нужно научиться расслабляться.

- умеренная физическая активность — отличное средство от хандры.

- не нужно бояться дать выход своим эмоциям — поплакать, пожаловаться кому-нибудь, главное — не загоняйте мрачные мысли и обиду в глубину души. Такая повышенная впечатлительность просто напоминание о том, что пора сменить впечатления.

Информация о работе Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара