Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Общее представление о межличностных отношениях. Общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов. Особенности межличностных отношений учащихся старших классов.
4) Дополнительность
Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать следующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.
Винч выделял два типа дополнительности. Во-первых, два человека могут удовлетворять разные потребности друг друга. Например, А имеет сильную потребность в том, чтобы кого-то защищать, а Б – сильную потребность в зависимости от кого-то. Во-вторых, два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность, например когда А имеет сильную потребность в доминировании, а у Б эта же потребность выражена значительно слабее. [5]
5) Поддержка
Фактор поддержки: аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.
Поддерживающий 
стиль поведения можно 
Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:
обращение к 
партнеру по имени: имя символизирует 
личность человека, соответственно, такое 
обращение демонстрирует 
комплименты, то 
есть похвала, содержащая небольшое 
преувеличение положительных 
прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;
выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;
благодарности.
Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:
уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал
безличные предложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;
прерывание говорящего;
противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения
Таким образом, 
межличностная аттракция 
2. 
Межличностные отношения 
старшеклассников 
Широко известно 
высказывание Макаренко А.С. о том, что 
истинным объектом педагогической работы 
являются отношения. В.А Сухомлинский 
видел задачу воспитания в том, чтобы ученик 
пережил чувство благодарности коллективу 
за чуткость, за помощь в трудную минуту. 
Эти высказывания имеют общую мысль: не 
построив в детском коллективе нормальных 
отношений – коллективизма, сотрудничества, 
дружбы, – не воспитать полноценного в 
социальном и нравственном смысле человека. 
[28] 
2.1 
Юношеский тип 
общения 
Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.
Все это в значительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.
Отличительной особенностью общения детей в юношеском возрасте является, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального»
Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. [10]
Для юношеского 
общения типичны состояния 
В старших классах дружеское общение становится типичным.
Старшеклассники различают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних и тех же тем с друзьями и приятелями.
Старшеклассники 
одновременно могут входить в 
несколько групп: диаду, небольшую 
приятельскую (5–6 человек), большую компанию 
(до 12–15 человек). Для общения в этих группах 
характерно то, что предмет их занятий 
выступает лишь как повод, фон общения. 
Содержание общения этих групп не совпадает. 
Содержание общения старшеклассников 
совершенно явно связанос той жизнедеятельностью, 
в которую включены юноши и девушки в воспитательных 
коллективах. От содержания, интенсивности. 
Привлекательности и форм ее организации 
зависит объем и интенсивность общения 
старшеклассников. Круг общения старшеклассников 
растет за счет включения в него все большего 
числа сверстников противоположного пола. 
Общения между юношами и девушками имеет 
довольно интенсивный и регулярный характер. 
Общение между юношами и девушками на 
товарищеском уровне происходит главным 
образом в тех коллективах, в которые входят 
старшеклассники. Содержание этого общения, 
его интенсивность определяется во многом 
жизнедеятельностью коллектива, формами 
ее организации. Приятельское общение 
может складываться и за пределами коллектива. 
Оно основывается на избирательности 
предпочтений. Развитость приятельского 
общения в различных коллективах не одинакова: 
в одних – ее практически нет, в других 
– она очень интенсивна. Приятельское 
общение порой возникает как эпидемия: 
стоит в классе или в группе появиться 
такому общению у лидера или привлекательного 
члена коллектива, как приятельскому общению 
начинают стремиться и другие члены класс, 
группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников 
резко увеличивается число тех, с кем они 
не учатся вместе и не связаны территориальной 
близостью. Круг общения старшеклассников 
расширяется и за счет включения в него 
взрослых людей. Смысл доверительного 
общения со взрослыми для старшеклассников 
состоит главным образом не в получении 
от них той или иной информации, а в возможности 
найти понимание своих проблем, сочувствие 
и помощь в их решении. В старших классах 
происходят изменения в ориентации на 
предпочитаемые места общения. Достигает 
максимума число юношей и девушек, ориентированных 
на общение дома и в школе минимальным 
становится число ориентированных на 
общение на улице. У большинства старшеклассников 
происходит дальнейшее освоение социального 
пространства. Они интенсивно осваивают 
свой регион и центр города, определяя 
в них предпочитаемые места общения. Наиболее 
явно это прослеживается у юношей и девушек, 
ориентированных на общение на улице и 
в общественных местах. [20] 
2.2 
Отношения старшеклассников 
в школьном коллективе 
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.
Второй важный момент связан с тем, что
в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы.
Еще одна причина связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом, соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.
Таким образом, 
говоря о межличностных отношений 
в классе, мы имеем в виду общую 
социально-психологическую 
2.2.1 Коллективная жизнь старшеклассника
Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нем–один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно-политических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проблемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной. [13]
Для ранней юности 
типично эмоционально-
Однако с возрастом 
межличностные отношения 
Групповой статус старшеклассника и его отношение к коллективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой–особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно независимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллективизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам.
Чем бы ни определялся 
статус старшеклассника в коллективе, 
он оказывает сильнейшее влияние на его 
поведение и самосознание. Неблагоприятное 
положение в классном коллективе является 
одной из главных причин преждевременного 
ухода старшеклассников из школы, причем 
такие юноши часто попадают под дурное 
влияние вне школы. [12] 
2.2.2 Социально-психологическая структура школьного класса
В психологии малой 
группы принято выделять две основные 
структуры отношений в 
ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).
Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.
Неформальная структура – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.
Информация о работе Исследование межличностных отношений учащихся старших классов