Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа
Цели  данной курсовой работы состоят в  следующем: 
1. Выявить  сущность понятия «имиджа» и  рассказать о его развитии. 
2. Показать  из каких компонентов формируется имидж делового человека и в чем их сущность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 
ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА  В СОВРЕМЕННОЙ ИМИДЖЕОЛОГИИ …………..6
1.1 Развитие и сущность понятия «имидж»……..……..…..………………………6 
1.2 Имидж делового человека….….....……………………………………………11
     1.2.1 Внешний облик ……….…………………………………………………..12 
1.2.1.1 Мужской деловой имидж ………….……………………………….14 
1.2.1.2 Женский деловой имидж ………….………………………………..19 
1.2.2 Деловой этикет и протокол …….…………………………………………22 
1.2.3 Тактика общения .…………………………………………………………28 
1.2.4 Этика делового общения ……….…………………………………………30 
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………33
2.1 Описание методики используемой в диагностики имиджа делового человека…………………………………………………………………………..33
2.2 Диагностика имиджа делового человека…………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………………41 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….45
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце [11].
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции:
1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее известны следующие виды визитных карточек:
- Карточка 
для специальных и 
- Стандартная 
деловая карточка, на которой 
указывают: Ф.И.О., полное название 
фирмы, должность, служебный 
- Карточка 
организации (фирмы), на которой 
указывают адрес, телефон, 
- Визитные 
карточки для неофициального 
общения, на которых указывают 
Ф.И.О., иногда – профессию, почетные 
и ученые звания, но не проставляют 
реквизиты, подчеркивающие 
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге. Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим черным шрифтом, можно использовать и другие цвета.
При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т.п. используют большие визитные карточки – бейджи с указанием имени, фамилии, ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании, где проходят мероприятие.
2. Функция 
письменного послания. В настоящее 
время в левом верхнем или 
нижнем углу визитной карточки 
проставляются установившиеся 
p.f. – поздравление с праздником;
p.r. – 
выражение благодарности за 
p.f.c. – 
выражение удовлетворения 
p.c. – выражение соболезнования;
p.p.p. – выражение соболезнования с готовностью помочь;
p.p. – для заочного представления;
p.p.c. – заочное прощание (при окончательном отъезде из страны пребывания).
На визитные карточки с буквами p.r., p.p.c. принято не отвечать. В ответ на визитные карточки с буквами p.c., p.f., p.p.p. посылают свою визитку с буквами p.r., т.е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты. На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не ставится.
Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.
При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.
Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета [14].
Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет» конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:
-  В 
любой ситуации приветствие 
- В процессе 
взаимоотношений могут 
Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведена в Таблице 1.
Таблица 1
    Правила 
приветствия в различных 
| Ситуация 
  или вариант встречи  | 
  Должен быть первым при: | ||
| приветствии | рукопожатии | представлении | |
| Мужчина | + | + | + | 
| Женщина | − | − | − | 
| Старший по возрасту | − | + | + | 
| Младший по возрасту | + | + | + | 
| Старший по должности | − | + | + | 
| Младший по должности | + | − | − | 
| Проходящий мимо группы | + | − | − | 
| Стоящий в группе | − | + | + | 
| Входящий в комнату | + | + | − | 
| Находящийся в комнате | − | + | + | 
| Обгоняющий идущего | + | − | − | 
| Руководитель 
  делегации,
   входящий в комнату  | 
  + | − | − | 
| Руководитель делегации, находящийся в комнате | − | + | + | 
| Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в рассматриваемой ситуации | |||
Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Например:
- Вместо 
обращения по половому 
- При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
- Если 
позволяют условия и время 
беседы, возможен обмен нейтральными 
фразами: «Как дела?» – «
Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены в деловом протоколе.
Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми протокола заключается в следующем:
- Протокол, 
соблюдаемый при переговорах, 
подготовке различных 
- Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и достижению желаемых результатов.
- Хорошо 
поставленный и соблюдаемый 
1.2.3 Тактика общения
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:
1. Необходимо 
обладать несколькими 
2. В 
деловом общении не следует 
допускать какой-либо 
3. Умело 
использовать механизмы 
К механизмам психологического воздействия относятся:
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным [6].
    Симпатия 
– это эмоциональная 
Доверие: если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие - это сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного). Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами.
Уважение - это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается имидж человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой.
    В 
манерах общения велика роль любезностей 
и комплиментов. Однако их использование 
требует известного такта и чувства 
меры; при этом не допустимы лесть 
и тем более подхалимаж. Комплимент 
удовлетворяет важнейшую