Характеристика взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание

Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле.

Содержание

1.Понятие о группе, семье как малой группе.
2.Межличностные отношения в группах, в семье.
3.Изучение семейных отношений.
4.Роль семьи в становлении личности ребенка.

Работа состоит из  1 файл

Тема 10.docx психология.docx

— 38.65 Кб (Скачать документ)

3. После вступления в  подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.

В сфере обмена информацией  можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]:

1. В подавляющем большинстве  ситуаций (если речь не идет  об угрозе жизни, физическому  и/или психическому здоровью) обмен  информацией предпочтительнее выбывания  из процесса обмена информацией.  Иными словами, не следует торопиться  решать проблемы расставаниями,  выбыванием из коммуникативного  процесса.

2. Поведение членов семьи,  направленное на обмен информацией,  должно вызывать к себе внимательное  отношение. Человек всегда должен  получать на свое коммуникативное  поведение ответ. При этом нежелательное  и/или нетипичное поведение кого-либо  из членов семьи следует рассматривать  как коммуникативное поведение.

3. Сообщения, которые содержат  в себе противоречивую информацию, должны отслеживаться и анализироваться.

4. Сообщения, посылаемые  и воспринимаемые на невербальном  уровне по умолчанию, в случае  конфликтов должны анализироваться  на вербальном (словесном) уровне.

5. Темы, обсуждаемые в  семье, должны способствовать  адаптации семьи в окружающем  социальном контексте и повышению  качества жизни в семье.

6. Темы должны доводиться  до своего логического конца  - решений, а не сменяться новыми  темами.

Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:

1. Оценка будущего должна  быть оптимистичной в противовес  пессимистичной.

2. Мир должен рассматриваться  как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей.

3. В семье должно быть  меньше взаимодействий, связанных  с агрессией, враждебностью, борьбой  за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой,  поддержкой друг друга.

3. Позитивное отношение  членов семьи к жизни проявляется  и в позитивном отношении к  другим людям. Члены семьи радуются  сами себе, друг другу, проявляют  открытость и дружелюбие к  окружающим. Они побуждают окружающих  испытывать в ответ на свое  поведение теплые и дружеские  чувства.

Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие  правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:

1. В сфере супружеских  отношений супруги должны выработать  два рода правил: правила, регулирующие  отношения супругов таким образом,  чтобы потребности супругов максимально  удовлетворялись; конструктивные  правила ведения переговоров  в случае разногласий или необходимости  установления новых правил.

2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.

3. Супружеские конфликты  и разногласия не должны негативно  отражаться на деятельности супругов  по воспитанию детей.

4. Организуя воспитательный  процесс, родители должны выделить  сферу, в рамках которой ребенок  будет учиться эффективному функционированию  в мире на опыте самостоятельного  поведения и непосредственного  участия. Это предполагает умение  занимать себя в самостоятельной  игровой и/или учебной деятельности, общение со сверстниками, братьями  и сестрами. Вмешательство родителей  в эту сферу допустимо, если: ребенок сам просит помощи  и/или его поведение наносит  существенный ущерб ему самому  или окружающим. Родители должны  организовывать ближайшее социальное  окружение ребенка и деятельность  детей внутри этого окружения  таким образом, чтобы на опыте  непосредственного участия дети  учились полезному.

5. Родители супругов по  отношению к процессам, происходящим  в семье, должны выступать как  отдельная сфера, в рамках которой  могут вырабатываться стратегия  и тактика помощи молодой семье,  но при этом самостоятельная  активность супругов не должна  подавляться; они не должны  утрачивать ответственности, власти (контроля над семейной ситуацией), терять авторитет в глазах  своих детей.

Сферы внутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях  эффективного осуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однако информация, способствующая личностному росту и адаптации  членов семьи в семье и более  широком сообществе, должна проникать  из одной сферы в другую.

Правила, традиции, представления, предписания, передающиеся из поколения в поколение, должны рассматриваться как образования, которые на определенном этапе жизни  семьи возникли в результате анализа  условий, помогающих или мешающих членам семьи выжить в трудных ситуациях [Карабанова О. А., 2006, С. 67]. Практически  всегда эти элементы структуры семьи, регулирующие поведение ее членов, не свободны от чрезмерных обобщений  и вычеркивания части значимой информации. Это может приводить к тому, что данные элементы структуры семьи  могут утрачивать свою функцию обеспечения  эффективного функционирования членов семьи внутри семейной группы и более  широкого социального сообщества. В  этом случае данные правила нуждаются  в анализе, определении границ их эффективности, развитии, коррекции

Изучение  семейных отношений.

Для исследования межличностных отношений  ребенка с родителями  проведем тест «рисунок семьи»(возраст ребенка младший школьник )

Рисуночная  методика «Моя семья»

Цель: изучить характер внутрисемейных отношений  ,положение ребенка в семье.

Оборудование:лист белой бумаги А-4, набор цветных карандашей.

 

Испытуемый: Коробков Паша 1А класс.

1.Структура рисунка: рисует  в своей семье двоюродного  брата и сестру,так как родных нет ,но ему бы хотелось иметь братика.Так же нарисовал дедушку ,которого нет в живых,   скучает по общению с дедушкой.Нарисовал полную семью ,что говорит об эмоциональном благополучии.

2.Расположение фигур: вынужденная  сплоченность фигур –ребенок помещает их в ограниченном пространстве  это свидетельствует о стремлении объединить семью. Себя рисует первым .

После выполнения задания Паше были заданы вопросы:

Кто нарисован? – Папа ,брат Максим ,мама, сестра Полина, бабушка и дедушка Юра.  Они идут по дороге  в центр станицы смотреть на поющий фонтан,  и все они счастливы вместе.

Вывод:  мальчик хочет чтобы  у него была   большая дружная  семья  с которой можно весело проводить время.

 

Роль семьи  в становлении личности ребенка.

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный  институт воспитания. То, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится  в течение значительной части  своей жизни. В семье закладываются  основы личности.

В процессе близких отношений с  матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни  начинает формироваться структура  личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его  социальный опыт. Чаще всего это  происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали  встречаться молодые родители, сознательно  воспитывающие также и себя. К  сожалению, эта позиция родителей  не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают ребенку новые образцы  поведения, с их помощью он познает  окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием  детей. Большую роль играют в семье  взаимоотношения между представителями  разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные  члены этой малой группы могут  способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Семья имеет огромное значение для  развития личности. Дети, лишенные возможности  непосредственно и постоянно  участвовать в жизни малой  группы, состоящей из родных и близких  им людей, многое теряют. Особенно это  заметно у маленьких детей, живущих  вне семьи — в детдомах и  других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает  иным путем, чем у детей, воспитывающихся  в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить  со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни  семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья  может оказывать на человека большее  или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в  жизни и деятельности общества. Функции  семьи можно рассматривать как  с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению  к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности  и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции  семья является источником продолжения  человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует  личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы  поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей  общества, контролирует поведение своих  членов. Социальные функции семьи  проявляются не только в отношении  детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни  общества. Одна из главнейших функций  семьи — создание условий для  развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные  потребности человека. В супружестве  муж и жена находят счастье  интимного общения. Рождение детей  вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют  свои функции. В таких случаях  возникает проблема асоциальной  роли семьи. Не выполняют своих функций  семьи, которые не в состоянии  обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным  чувством опасности, с человеческими  качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Информация о работе Характеристика взаимоотношений в семье