Характеристика взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание

Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле.

Содержание

1.Понятие о группе, семье как малой группе.
2.Межличностные отношения в группах, в семье.
3.Изучение семейных отношений.
4.Роль семьи в становлении личности ребенка.

Работа состоит из  1 файл

Тема 10.docx психология.docx

— 38.65 Кб (Скачать документ)

Тема 10.Характеристика  взаимоотношений в семье.

План.

1.Понятие о группе, семье как малой группе.

2.Межличностные отношения в группах, в семье.

3.Изучение семейных отношений.

4.Роль семьи в становлении личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие о группе, семье как  малой группе.

«Под  малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов». Это достаточно универсальное  определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные  толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе  интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение  в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры  общества, как ячейку в более широкой  системе разделения труда. Наличие  в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую  схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела  достаточную определенность, можно  в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а  именно: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, вьщеляемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она  выступает как субъект конкретного  вида социальной деятельности, «как звено  определенной общественной системы, как  часть общественной структуры» (Буева, 1968. С. 145). Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни  и который он пытается построить  всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» —  в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода  имеет свои преимущества, поскольку  она обеспечивает членам семьи возможность  оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности [Андреева Т. В., 2006, С. 34].

Структура семьи представляет собой состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения  ее единства и функционирования как  социального института.

Для того чтобы дети могли полностью развить  и проявить свои способности, они  должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими  в сиротских приютах. Условия  развития каждого ребенка можно  разместить на непрерывной шкале, начиная  от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие [Дымнова Т. И., 2007, С. 91].

И. С. Кон  указывает, что значение семьи как  первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи  не учитывают трех важнейших обстоятельств [Карабанова О. А., 2006, С. 176].

Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором  так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.

Во-вторых, семья представляет собой первичную  группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей  и родителей, но и детей различных  возрастов между собой.

В семье  дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, что  воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых  аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы  от откровенных разговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д.

В-третьих, родительские чувства и  забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие  индивида как личность.

2.Межличностные  отношения в группах, в семье.

Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и "знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой — выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества.

В то же время особенности межличностных  отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектории становления основных социально-психологических  феноменов, характеризующих способы  взаимодействия и взаимовлияния  в ней (ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная  идентификация, атрибуция ответственности  за успехи и неудачи, референтность, самоопределение личности в группе, мотивационное ядро выбора и т. д.).

Перспективы межличностных отношений и сама возможность их возникновения на первом этапе, как правило, определяются способностью потенциальных партнеров  скоординировать предстоящую совместную деятельность. Вполне понятно, что вероятность  и качество такого рода координации  напрямую зависят от общности интересов  и целей, исходных установок, а также  характерологических особенностей субъектов взаимоотношений. Именно по этой причине действительно похожие  в том или ином отношении люди гораздо быстрее и проще вступают в межличностный контакт. Так, например, на многолюдной вечеринке, где большинство  гостей не знакомы друг с другом, любители танцев также легко находят  друг друга и организуют совместную деятельность по приятному времяпровождению, как и любители преферанса и "горячительных" напитков. Однако изначальная скоординированность совместной деятельности еще не является гарантией качества и прочности межличностных отношений.

В современной  социальной психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой  залогом по-настоящему прочных межличностных  отношений является взаимный обмен  — каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу от этих отношений. В США был проведен целый ряд исследований, направленных на выявление типичных вложений и вознаграждений, ассоциирующихся с межличностными отношениями. В ходе одного из них "...психологи попросили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями. Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера, несмотря на то, что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые гендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии.

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Для человека семья —  главный и основной компонент  среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который  он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической  особенностью семьи является ее «несвобода»  — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта  несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять  свои естественные и культурные потребности . В основе исследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева о четырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) .

Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого  объекта психодиагностики, видов  отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

Определим структуру семьи  как систему правил, по которым  семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются  три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]:

1. Периодически в семье  воспроизводится то или иное  событие.

2. Один или несколько  членов семьи имеют установку  при определенных условиях совершать  некоторые действия, необходимые  для того, чтобы это событие  произошло.

3. Один или несколько  членов семьи имеют соответствующие  ожидания, что при определенных  условиях это событие произойдет.

На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной  практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]:

1. Распределения власти  и ответственности в семье.

2. Обмена информацией  между членами семьи.

3. Эмоций, преобладающих  в семье.

4. Функционирования сфер  внутрисемейной деятельности.

5. Взаимодействий между  этими сферами.

6. Поведения членов семьи  относительно правил, представлений,  традиций, предписаний семьи.

7. Личностного роста членов  семьи.

В сфере распределения  власти и ответственности в семье  можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:

1. Члены семьи (и супруги,  и дети) чувствуют себя наиболее  комфортно в ситуации, когда мужчина  (супруг) берет на себя основную  долю ответственности за то, что  происходит в семье, а женщина  (супруга) делегирует ему эту  ответственность. Проявлять ответственность  означает осуществлять сбор и  анализ информации, выстраивать  стратегии дальнейшего развития  семьи, искать эффективные пути  воплощения этих стратегий в  жизнь, привлекать дополнительные  источники информации в случае  затруднений. Сбор информации  подразумевает, что мужчина пытается  понять и проанализировать собственные  потребности, потребности жены  и детей, после чего так осуществляет  свою активность в семье, чтобы  эти потребности удовлетворялись.

2. Дети нуждаются в  том, чтобы родители представляли  для них авторитет и вели  себя как персоны, имеющие авторитет.  Авторитет этот должен основываться  на ответственности родителей  за душевное и/или физическое  здоровье детей и их будущее.  Если это правило соблюдается,  дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию.

Информация о работе Характеристика взаимоотношений в семье