Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа

Описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:
во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.

Содержание

Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.Вариант 3.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)

     Вариант 2.

     Характеристика  основных методов  психологии и  возможности  их использования в правоохранительной деятельности

     Изложение данной темы требует развёрнутого ответа на вопрос, связанный с общей характеристикой  методов психологии таких, как: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ результатов  деятельности, тестирование, социометрические, а также их возможностей и специфики использования в деятельности сотрудников ОВД.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2004.
  2. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2005.ъ
  3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Мариновская И.Д. / Под ред. В.Я. Кикотя.  Общая и юридическая психология. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  4. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003.
  5. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
  6. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Н.Д. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

Понятие общенаучной методологии

1 Методы эмпирического исследования

.2 Методы теоретического познания

3 Общелогические методы и приемы исследования

Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности

1 Классификация методов

2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью

2.1 Метод наблюдения

2.2 Метод эксперимента

2.3 Анкетный метод

2.4 Метод интервью (беседы)

Заключение

Список литературы

Введение

 

     Цель данной работы: характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности.

     Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  каждая наука имеет свой предмет  и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются  определенные требования:

  • во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
  • во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.

     Юридическая психология - самостоятельная научная  дисциплина, в центре внимания которой  находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Она может успешно развиваться  и решать комплекс стоящих перед  ней задач только благодаря системному подходу.

     Основа  системного подхода - исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный метод позволяет  достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить  основные психологические закономерности такого взаимодействия.

     Методология этой дисциплины отличается тем, что  личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции  по материалам следственного и судебного  дела. 

Понятие общенаучной методологии

психология  метод правоохранительный

     В структуре общенаучных методов  и приемов чаще всего выделяют три уровня:

  • методы эмпирического исследования;
  • методы теоретического познания;
  • общелогические методы и приемы исследования.

     Рассмотрим  кратко суть этих методов, приемов и  операций.

1.1 Методы эмпирического  исследования

 

     1. Наблюдение - целенаправленное пассивное  изучение предметов, опирающееся  в основном на данные органов  чувств. В ходе наблюдения мы  получаем знания не только  о внешних сторонах объекта  познания, но и - в качестве  конечной цели - о его существенных  свойствах и отношениях.

     Наблюдение  может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими  техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более  сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.

     2. Эксперимент - активное и целенаправленное  вмешательство в протекание изучаемого  процесса, соответствующее изменение  исследуемого объекта или его  воспроизведение в специально  созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект  изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств  и представляется в «чистом  виде».

     Основные  особенности эксперимента: а) более  активное (чем при наблюдении) отношение  к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

     3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие  объектов (либо ступеней развития  одного и того же объекта), т.е.  их тождество и различия. Оно  имеет смысл только в совокупности  однородных предметов, образующих  класс. Сравнение предметов в  классе осуществляется по признакам,  существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые  по одному признаку, могут быть  несравнимы по другому.

     Сравнение является основой такого логического  приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического  метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных  ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

     4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов  опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем  обозначения, принятых в науке.

     5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных  средств с целью нахождения  числового значения измеряемой  величины в принятых единицах  измерения.

     Следует подчеркнуть, что методы эмпирического  исследования никогда не реализуются  «вслепую», а всегда «теоретически  нагружены», направляются определенными  концептуальными идеями.

1.2 Методы теоретического познания

 

     1. Формализация - отображение содержательного  знания в знаково-символическом  виде (формализованном языке). Последний  создается для точного выражения  мыслей с целью исключения  возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка.

     Главное в процессе формализации состоит  в том, что над формулами искусственных  языков можно производить операции, получать из них новые формулы  и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение  форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления  его формы и может осуществляться с различной степенью полноты.

      2. Аксиоматический метод - способ  построения научной теории, при  котором в ее основу кладутся  некоторые исходные положения  - аксиомы (постулаты), из которых  все остальные утверждения этой  теории выводятся из них чисто  логическим путем, посредством  доказательства. Для вывода теорем  из аксиом (и вообще одних формул  из других) формулируются специальные  правила вывода. Доказательство в аксиоматическом методе - это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

     3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод  научного познания, сущность которого  заключается в создании системы  дедуктивно связанных между собой  гипотез, из которых в конечном  счете выводятся утверждения  об эмпирических фактах. Тем самым  этот метод основан на выведении  (дедукции) заключений из гипотез  и других посылок, истинностное  значение которых неизвестно. А  это значит, что заключение, полученное  на основе данного метода, неизбежно  будет иметь вероятностный характер.

     Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:

     а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью  уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

     б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях  данных явлений с помощью разнообразных  логических приемов;

     в) оценка основательности и серьезности  предположений и отбор из множества  из них наиболее вероятного;

     г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным  путем) следствий с уточнением ее содержания;

     д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное  подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных  следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит  в теорию.

     4. Восхождение от абстрактного  к конкретному - метод теоретического  исследования и изложения, состоящий  в движении научной мысли от  исходной абстракции («начало» - одностороннее,  неполное знание) через последовательные  этапы углубления и расширения  познания к результату - целостному  воспроизведению в теории исследуемого  предмета.

1.3 Общелогические методы  и приемы исследования

1. Анализ - реальное или мысленное разделение  объекта на составные части  и синтез - их объединение в  единое органическое целое, а  не в механический агрегат.  Результат синтеза - совершенно  новое образование.

     Применяя  эти приемы исследования, следует  иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. Во-вторых, разновидностью анализа  является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически  взаимосвязаны. Но некоторые виды научной  деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

     2. Абстрагирование - процесс мысленного  отвлечения от ряда свойств  и отношений изучаемого явления  с одновременным выделением интересующих  исследователя свойств (прежде  всего существенных, общих). В результате  этого процесса получаются различного  рода «абстрактные предметы»,  которыми являются как отдельно  взятые понятия и категории  («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их  системы. 

Информация о работе Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности