Характеристика манипуляций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:56, реферат

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика манипуляций в общении.
Причины манипуляции.
Правила нейтрализации манипуляции.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Характеристика манипуляций в общении………………………………....4
2.1 Организационно-процедурные манипуляции…………………...6
2.2 Психологические манипуляции…………………………………..8
2.3 Логические манипуляции…………………………………………10
3. Причины манипуляции……………………………………………………12
4. Правила нейтрализации манипуляций…………………………………...14
5. Заключение………………………………………………………………....17
6. Список использованной литературы……………………………..………18

Работа состоит из  1 файл

Манипуляции в общении.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Любовь — это победа, достичь которой нелегко. И в  сущности ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви  — отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.          

 Третья причина  манипуляции — риск и неопределенность, окружают нас со всех сторон". В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. Поэтому пассивный манипулятор занимает такую позицию: "Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать! "          

 С горечью осознавая  непредсказуемость своей жизни,  человек впадает в инерцию,  полностью превращает себя в  объект, что многократно усиливает его беспомощность. Несведущему человеку может показаться, что с этой минуты пассивный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Крики: "Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!' — не более чем трусливый трюк пассивного манипулятора.          

 Четвертая причина  манипуляции — страх затруднительного положения. Манипулятор — это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.         

 Пятая причина манипуляции — необходимо получить одобрение всех и каждого. Пассивный манипулятор — это человек, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старающийся угодить всем, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.         

 Вместе с тем  манипуляции становятся негативными,  когда насилие над личностью  превышает уровень, диктуемый  спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает  умение не только конструктивно  использовать манипуляции, но и противостоять им.  

 

    1. Правила нейтрализации манипуляций.

 

 

Правила нейтрализации  манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Противостояние манипулятивному воздействию требует уме-

ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

В поисках  способов распознавания манипулятивного  воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.        

 Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Конечно, внутренний «эмоциональный будильник» у всех людей имеет разную «квалификацию», но даже самый наивный адресат манипулятивного воздействия, в той или иной степени способен реагировать на очень широкий круг признаков

манипуляции. Общим признаком  наличия манипуляций является нарушение

баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:    

 Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем, что кое-что «должны», не зная, откуда долженствование взялось или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для себя безответственность в принятии некоторого решения);    

 Наличие силового давления;    

 Нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);    

 Несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);    

 Стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится заметным желание кого-то, чтобы мы вели себя в «соответствии с ...», чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей).    

 Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.    

      Можно указать следующие виды таких индикаторов:    

 Неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;    

 Регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;     

 Дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);    

 Состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.    

 Неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата — ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).        

 Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие :    

 открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);    

 разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);   

 повторное напоминание о недопустимости использования уловок;    

   «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;     

   «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);     

   «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).    

   «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).

 

    1. Заключение.

 

 

Целью настоящей работы являлось рассмотрение темы «манипуляции в общении». Для достижения этой цели мною были рассмотрены следующие вопросы:         

1. Характеристика манипуляций  в общении.    

 Таким образом,  мною был сделан вывод, что  манипуляция и манипулирование по содержанию – это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления;         

2. Причины манипуляции.  

 Таким образом, мною был сделан вывод, что очевидно, манипуляции вызываются разными причинами. Среди них необходимость в мобилизации групп населения и отдельных людей для достижения их большей активности, а следовательно, и эффективности в достижении поставленных целей. Без определенных свойств человеческой психики манипуляции были бы невозможны. Но не следует забывать, что манипуляции используются как во благо, так и во вред. В этом случае они выполняют задачу возвышения одних за счет других, способствуют дифференциации общества на управляющих и управляемых.  

       3.Правила нейтрализации манипуляции. 

 Таким образом,  мною был сделан вывод, что  во-первых, количество воздействий  на нас настолько велико, что  нельзя и помыслить о том,  в каком напряжении должен  находиться адресат, чтобы проконтролировать  и проанализировать все свои  собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Во-вторых, часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.    
  
 
Список  использованной литературы: 

  1. А. Я. Кибанов, Учебник. - М.: Инфра-М, 2002.

 

     Этика  деловых отношений.

  1. Ф.А. Кузин, практическое пособие, 1996 г.

 

       Культура делового общения.

3.  И.В. Андреева, учебное пособие; 2006 г.          

 Этика деловых отношений.      

4. В.Н. Лавриненко, учебник  для студ.вузов; 2007 г.          

 Психология и этика делового  общения.  
 

 


Информация о работе Характеристика манипуляций в общении