Характер и темперамент, проблемы их соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент" и "характер", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования характера и темперамента
1.1. Понятие темперамента. Теории темперамента…………………………………………………………………5
1.2. Виды темперамента……………………………………………..7
1.3. Основные понятия характера…….……………………………10
1.4. Типология акцентуаций характера…………………………….11
Глава 2. Взаимодействие характера и темперамента в подростковый период
2.1.Особенности проявления характера в подростковом возрасте………………………………………………………………………..40
2.2. Формирование характера подростка……………………………...42
2.3. Проблема соотношения темперамента и характера в подростковом периоде…………………………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

проблема соотношения темперамента и характера.docx

— 112.08 Кб (Скачать документ)

     У подростков нередко можно наблюдать  противоречия между высокой и  благородной целью и недостойным  способом её реализации. В большинстве  случаев настойчивость подростков является ещё незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели, во всех её видах деятельности.

     Можно выделить три группы подростков в  зависимости от развития у них  настойчивости.

     Первую  группу составляют подростки, проявляющие  настойчивость в нескольких видах  деятельности: в учёбе, общественной работе, в физическом труде, спорте. Вторую группу составляют подростки, проявляющие  настойчивость только в учении. Причина  этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют  от подростка хорошей успеваемости и ничего больше. К третьей относятся  подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и других видах деятельности (первая подгруппа).

     Подростки со слабым развитием настойчивости  в учебной работе могут проявлять  настойчивость в других видах  деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они  имеют стойкие интересы.   

     2.3 Проблема соотношения темперамента и характера в подростковом периоде.

     При анализе всех форм характера и  темперамента можно сделать вывод, что они очень взаимосвязаны  между собой и изменение в формировании одного влечет за собой изменения в формировании другого. Следовательно, это сказывается на общем развитии подростка и его взаимоотношении с обществом в целом. Так например, характер формируется при жизненно и выделяется ряд факторов, влияющих на его формирование: в первую очередь влияет тип темперамента, который создает определенную предрасположенность (общительность легче сформировать у холерика, чем у флегматика, а выдержку наоборот), затем уже играют роль и остальные качества такие как, например, стиль воспитания и характер взаимоотношений (гиперопека в семье, человек вырастает - волевые черты, целеустремленность не развиты); накопление опыта пребывания в соответствующих психических состояниях, чем больше опыта, тем лучше (развитие решительности на работе); самовоспитание, целенаправленно формирует ту черту характера, которую хочет сам человек; влияние СМИ; влияние глубинных психологических травм, несчастий – может кардинально поменять характер (неизлечимая болезнь).  [9]

     Также следует отметить, что общим для  характера и темперамента, является зависимость от физиологических  особенностей человека. Формирование характера существенно зависит  от свойств темперамента, более тесно  связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают  тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент  определяет в характере такие  черты, как уравновешенность или  трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с характером. [20]

     У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной  формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов  и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует  отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся  систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях  влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

     Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

     Главным условием формирования характера в  деятельности, пишет Рогова Е.И., является высокий уровень мотивации, понимание  ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание  ее решить. Интересный вопрос побуждает  к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных  состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере  как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую  роль в воспитании характера подростков играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера. На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом.

     Импульсивное  поведение, вызываемое высокой динамичностью  движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно  сформированных механизмов выдержанности  и самообладания. В этом смысле Л.С. Выготский называл темперамент наличной предпосылкой воспитательного процесса, а характер - его конечным результатом.

     В заключении исследования этой главы, можно справедливо заметить, что основное формирование характера происходит именно в подростковый период и большое влияние на него оказывает в первую очередь тип темперамента, который достался ему от природы, а потом уже и все остальные социальные факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Темперамент - это индивидуальные особенности  человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и  поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность  психических процессов, в частности  эмоциональных процессов, а также  некоторые внешние особенности  поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций  и т. д.

     Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

     - общая активность психической  деятельности и поведения человека  выражается в различной степени  стремления активно действовать,  осваивать и преобразовывать  окружающую действительность, проявлять  себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у  различных людей различно.

     - двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности  двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости).

     - эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности  (восприимчивость и чуткость к  эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота  смены эмоциональных состояний,  начала и прекращение их). Темперамент  проявляется в деятельности, поведении  и поступках человека и имеет  внешнее выражение. По внешним  устойчивым признакам можно до  известной степени судить о  некоторых свойствах темперамента.

     Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении  человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному  делу, в характере отражаются волевые  качества.

     В ходе исследования курсовой работы были поставлены несколько задач, которые я рассмотрела в своей курсовой работе. Таким образом, были выявлены особенности темперамента и характера, а также их взаимосвязь, точнее, влияние темперамента на формирование характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 2005.
  2. Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008 г., 336 стр.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Учебное пособие для вузов - М.: ЧеРо, 2006
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 2006
  6. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер,деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.
  7. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология». – М.: «Мартис», 1997.
  8. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М.: Медицина, 2002
  9. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
  10. Леонгард  К. – «Акцентуированная личность», 1968
  11. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969
  12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
  14.   Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.:1994.
  15. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. –М., 1951. – Т.З. – Кн. 2.
  16. Прихожан А.М. «Диагностика личностного развития детей подросткового возраста», Москва, 2002г.
  17. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
  19. Самыгин С. И., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие, Ростов на Дону, “Феникс”, 2008 г., 256 стр.
  20. Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.; Высшая школа; 1996.
  1. Словарь практического психолога /сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 2002.
  1. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов - на-Дону: Феникс,2006.
  3. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.
  4. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики 2005

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fooder.ru/page2/akcharak_3.html
  2. http://examen.nx0.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=337:2011-01-26-16-17-05&catid=12:psiho&Itemid=21
  3. http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn11.html
  4. http://www.effecton.ru/282.html

Информация о работе Характер и темперамент, проблемы их соотношения