Характер и темперамент, проблемы их соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент" и "характер", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования характера и темперамента
1.1. Понятие темперамента. Теории темперамента…………………………………………………………………5
1.2. Виды темперамента……………………………………………..7
1.3. Основные понятия характера…….……………………………10
1.4. Типология акцентуаций характера…………………………….11
Глава 2. Взаимодействие характера и темперамента в подростковый период
2.1.Особенности проявления характера в подростковом возрасте………………………………………………………………………..40
2.2. Формирование характера подростка……………………………...42
2.3. Проблема соотношения темперамента и характера в подростковом периоде…………………………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

проблема соотношения темперамента и характера.docx

— 112.08 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального  образования

     «КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     По  общей психологии 

     Тема: Проблема соотношения темперамента и характера. 
 

     Выполнила:

     студентка 2 курса СР - 092

     Нургалина  Г. З.

     Проверил:

     к. псих. наук, доцент

     Корытченкова Н.И.

     Кемерово 2011

     Содержание:

     Введение………………………………………………………………3

     Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования характера и темперамента

    1. Понятие темперамента. Теории темперамента…………………………………………………………………5
    2. Виды темперамента……………………………………………..7
    3. Основные понятия характера…….……………………………10
    4. Типология акцентуаций характера…………………………….11

     Глава 2. Взаимодействие характера и темперамента в подростковый период

     2.1.Особенности  проявления характера в подростковом возрасте………………………………………………………………………..40

     2.2. Формирование характера подростка……………………………...42

     2.3. Проблема соотношения темперамента и характера в подростковом периоде…………………………………………………………………………48

     Заключение………………………………………………………………52

     Список  литературы………………………………………………………54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент" и "характер", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются. Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.  
Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия. Один человек быстр, порывист, шумлив - другой, наоборот, медлителен, спокоен, невозмутим. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент"  
Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

     Человека  называют "с характером", если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.  
Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Таким образом, я хочу заострить свое внимание на проявление признаков характера и темперамента в подростковом возрасте, иначе говоря, переходный возраст ребенка. 

     Цель курсовой работы -  исследовать проблему соотношения темперамента и характера человека.

     Объект  исследования – темперамент и характер как две неотъемлемые части проявления индивидуальности ребенка.

     Предметом исследования – взаимосвязь темперамента и характера подростка.

     Задачи:

  1. Рассмотреть понятие характера и типы характера.
  2. Рассмотреть понятия темперамента и его виды.
  3. Проанализировать взаимосвязь темперамента и характера у детей подросткового возраста.

       Гипотеза – тип темперамента является предпосылкой развития характера.

     Слова "темперамент" и "характер" употребляются  нами постоянно и повсеместно, они  нужны и свою роль выполняют. В  повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается  взаимопонимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I.

     Теоретический обзор проблемы исследования темперамента и характера 

     1.1 Понятие темперамента. Теории темперамента.

     Существует  много определений темперамента. Каждый ученый дает свое определение  темпераменту. Таким образом, можно сказать, что темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний . Еще темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения.

     История исследований темперамента знает различные  подходы ученых к данной проблеме. Известна теория конституционной типологии, которая представлена в работах Э.Кречмера и У.Шелдона. Сущность данной типологии заключается в идее о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Например, Э.Кречмер, наблюдая и измеряя различные части тела, выделил четыре конституционный типа:

     Лептосоматик – высокий, худой, хрупкий.

     Пикник – человек округленных форм, с выраженной жировой тканью.

     Атлетик – человек с развитой мускулатурой.

     Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением, непропорциональностью.

     В соответствии с данным типом телосложения. Э Кречмер выстраивает три типа темперамента. Эти типы приведены в следующем соответствии:

       лемтосоматик – шизотимик (замкнутый, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению);

     атлетик – иксотимик (спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный);

     пикник  – циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах). Данная теория было широко распространена в начале ХХ века в Европе. А в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, который также доказывал, что особенности строения тела и темперамент – это две взаимозависимых параметра человека. Именно структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Позаимствовав термины их эмбриологии, У Шелдон дает следующие типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, определяющие тот или иной тип поведения:

     эндоморфный (с развитыми внутренними органами) – висцеротоники (с выраженной любовью к физическому комфорту, пристрастием к еде, любовью к компаниям и дружбе, отсутствие взрывных эмоций, хороший сон);

     мезоморфный ( с развитой мышечной тканью) – соматотоники (уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в дывижении и удовольствие отних, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, отсутствие сострадания, шумное повнедение, внешний вид соответствует более пожилому возрасту);

     эктоморфный (с развитой кожей и нервной тканью) – церебротоники (заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, самоконтроль мимики, заторможенность в общении, тихий голос, избегание шума, плохой сон, хроническая усталость устойчивость к действию алкоголя, ориентация на пожилой возраст).

     Теория  связи свойств нервной системы  и типов темперамента была предложена И.П.Павловым. К этим свойствам относятся  сила возбуждения, торможения. Их уравновешенность и подвижность. Данные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и образуют, по его мнению, тип высшей нервной деятельности. И.П.Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

  • сильный, уравновешенный, подвижный –сангвиник;
  • сильный уравновешенный, инертный – флегматик;
  • сильный, неуравновешенный тип, с преобладанием возбуждения – холерик;
  • слабый тип – меланхолик.

     При этом И.П.Павлов понимал тип нервной  системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под  воздействием окружения и воспитания.  

     1.2 Виды темперамента.

       Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.[17] По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

     Сангвинический  тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

     Холерический  тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик - это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик - это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

     Флегматик в отличии от холерика - это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке.

     Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится в состоянии повышенного возбуждения и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое состояние человека называют меланхолией.

Информация о работе Характер и темперамент, проблемы их соотношения