Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста

Этапы формирования полового самосознания детей

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Констатирующий эксперимент № 1

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент № 2

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсаччччччччччч.docx

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Я РАБОТА

 

по дисциплине «Психология»

 

Гендерный аспект в социализации детей

 

младшего дошкольного возраста посредством игры

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ИГРЫ

 

Сущность процесса социализации детей  дошкольного возраста

 

Этапы формирования полового самосознания детей

 

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

 

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

 

Задачи полоролевого воспитания детей  дошкольного возраста

 

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

 

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

Констатирующий эксперимент № 1

 

Формирующий эксперимент

 

Констатирующий эксперимент № 2

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

 

 

Проблемы гендерного воспитания волнует  сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные  особенности ребёнка, так как  это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются  не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а  в изучении потенциала партнёрских  взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого  в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

 

Нейропсихологии, физиологи, психологи  и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено  социокультурными нормами и зависит  в первую очередь от отношения  родителей к ребёнку, характера  родительских установок и привязанности  как матери к ребёнку, так и  ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном  учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных  особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, П. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).

 

С первых дней своего существования  человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает  еще до того, как научится говорить.

 

Человек – существо социальное, его  прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при  наличии общественных условий жизни.

 

В процессе взаимодействия с другими  людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его  личности.

 

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается  к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

 

В настоящее время, когда научно-технический  прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек  с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с  окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

 

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это  критически важный период для социального, интеллектуального и личностного  развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

 

В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим  образом. В возрасте с 3 до 7 лет у  детей формируется гендерная  устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами  и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

 

Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование  деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий  для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной  сторон его жизни.

 

В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который  вызывает качественные изменения в  психике ребенка. Игру в жизни  детей трудно переоценить. Именно в  игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять  свои возможности. И от того, как  у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский  народ мудр, в созданных им играх  тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие  негативные проявления личности.

 

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при  этом у мальчиков и девочек  этого возраста наблюдается, как  общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

 

Разрешение противоречия между  необходимостью осуществлять в детском  саду дифференцированный подход в играх  девочек и мальчиков и недостаточной  разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы.

 

Актуальность темы: усвоение в соответствии с полом содержания женской и  мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, т.е. процесс половой  социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает  под влиянием окружающих взрослых и  сверстников. Позиция ребенка как  представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание  своей половой принадлежности имеет  важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности  со своим полом, стремление поддержать “престиж” своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

 

Цель исследования - на основе современной  теории и методологии изучения проблем  и особенностей процесса социализации, выявить педагогические условия  эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством  игры в условиях ДОУ.

 

Объект исследования – процесс  гендерной социализация детей младшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования - условия гендерной  социализации личности ребенка-дошкольника  посредством игры в условиях дошкольного  образовательного учреждения.

 

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования поставлены следующие задачи:

 

на основе анализа основных проблем  гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить  сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

 

разработать систему критериев  и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;

 

выявить организационные условия  эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности

 

разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

 

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс гендерной  социализации личности дошкольника  в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

 

в дошкольном учреждении будут созданы  условия для гендерной социализации личности ребенка-дошкольника;

 

будет создана и реализована  модель, обеспечивающая активное усвоение детьми младшего дошкольного возраста гендерной роли через игровую  деятельность;

 

будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий полноценную  социализацию личности ребенка-дошкольника.

 

Для решения задач работы использовался  комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные  игровые ситуации, статистическая обработка  и анализ результатов.

 

База констатирующего эксперимента: муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №*****, вторая младшая группа № *****, 20 детей в  возрасте от 3 до 4 лет.

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ИГРЫ

 

гендерная социализация ребенок игра

 

Сущность процесса социализации детей  дошкольного возраста

 

 

Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и  воспроизводство людьми общественного  опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

 

Человек живет в условиях постоянно  меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные  влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и  отношения, вынужден выполнять новые  для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение  своей жизни усваивает новый  социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя  на свое окружение.

 

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном  взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему  нормальное развитие.

 

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

 

оно идет стихийно, так как ребенок  с самых первых шагов выстраивает  свою индивидуальную жизнь, активно  внедряясь в социальные отношения  и присваивая социальный опыт.

 

овладение социальным опытом реализуется  и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

 

социальный опыт складывается и  спонтанно.

 

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что  каждый ребенок знает о жизни  гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже  способен быстро приспосабливаться  к условиям жизни, к людям.

 

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает  поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения  и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

 

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое  он должен усвоить, - варьируют от одной  культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для  социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность  в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и  умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность  своей группе и общности, эмоциональная  сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.

 

В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом  которого является включение социального  в структуру личности.

 

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации  или приспособления. Эта трактовка  наиболее ранняя. Она возникла в  период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом  и сегодня.

 

В основе процесса социализации лежит  механизм идентификации, который является необходимым условием социального  развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который  личность будет ориентироваться  при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

Информация о работе Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры