Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание

Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
1.1 Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс готовая.docx

— 92.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО Хакасский Государственный  университет им. Н.Ф.Катанова

Институт непрерывного педагогического  образования

                                           Кафедра психологии развития

 

 

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ  ПЕРСПЕКТИВЫ

 В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

                            

     

  Курсовая работа

                     студентки 3 курса

                     очного отделения

специальности:

 «Педагогика и психология»

По дисциплине:

 

Козловой Ю.В.            

            

                 

                  Научный руководитель:

Стружевская О.Н.       

     

        Абакан 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..

    1.      Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….

1.2 Особенности временной  перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..

1.3 Гендерные особенности  юношеского возраста..…………………..

Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной  перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..

2.1 Описание выборки и  методик исследования………………………

2.2 Анализ результатов  исследования гендерных особенностей  временной перспективы в юношеском  возрасте………………………

Заключение……………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………..

Приложение………………………………………………………………

2

 

5

 

5

 

8

11

 

 

15

15

 

18

25

26

28

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В психологии юношеского возраста можно выделить много важных проблем: проблема ориентации в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования своих жизненных планов и целей и др. Среди множества вопросов проблема временной перспективы является одной из центральных. Она связана с новообразованиями юношеского возраста — жизненным, личностным и профессиональным самоопределением, определяющим его дальнейший путь развития и существования.  Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим. Изучением данного вопроса занимались: К. Левин, Ж. Нюттен, В. Франкл, Н.Н. Толстых и др. Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П.И. Яничев, Б.М. Петухов и др.

Актуальность исследования обусловлена важной, но малоизученной проблемой влияния представлений человека о собственном будущем, отношения к своему будущему на успешность, эффективность деятельности в настоящем. Вместе с тем, теоретически обосновано положение о том, что временна́я перспектива как совокупность представлений о будущем, размышление о нем и планирование своей жизни, способны оказывать сильное мотивационное влияние, активизировать и регулировать поведение человека (Л.И. Божович, 1968; М.Р. Гинзбург, 1994; А.С. Макаренко, 1935; Ж. Нюттен, 1964; Л.А. Регуш, 2003 и др.).

В юношеском возрасте временна́я перспектива приобретает особое значение, ее становление затрагивает все стороны личности — познавательную, ценностно-смысловую, мотивационно-волевую. Под воздействием различных социальных и психологических факторов, временна́я перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности.

Юношеский возраст является значимым периодом в становлении гендерной идентичности и гендерной социализации личности, но при этом, данный феномен продолжает оставаться недостаточно изученным: в психологической теории и практике отсутствуют данные об особенностях и возрастной динамике гендерной идентичности на протяжении такого длительного возрастного периода как юность. Гендерная идентичность личности формируется под влиянием биологических, психологических и социальных факторов.

Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.

Объект: временная перспектива, как проекции мотивационной сферы человека и представляющей осознанные надежды, планы, проекты, стремления.

Предмет: временная перспектива у юношей и девушек.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует особенности временной перспективы у юношей и девушек, а именно девушки устремлены в будущее, а юноши живут настоящим.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
  2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.
  3. Эмпирическим путем выявить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.

Методологическая  основа исследования: положение Н.Н. Толстых о временной перспективе, как проекции мотивационной сферы человека и представляющей осознанные надежды, планы, проекты, стремления; Е.П. Ильин относительно гендерных особенностей юношеского возраста.

 

 

Группы методов исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

2. Эмпирические: методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломина и методика Ж. Ньюттена «Временная перспектива»

Теоретическая значимость работы данного исследования состоит в том, что в данной работе обобщены и систематизированы данные о временной перспективе как характеристике психологического времени. Выявлен процесс влияния гендерных особенностей юношеского возраста на временную перспективу.

Практическая  значимость заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о влиянии гендерных особенностей на временную перспективу в юношеском возрасте и тем самым формирования адекватных личностных характеристик юношей.

Надежность и  достоверность данных обеспечивается применением методик адекватных предмету, целям и задачам исследования, количественным и качественным анализом эмпирического материала.

База исследования КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» г. Минусинск.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 14 источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии

1.1 Временная перспектива  как характеристика психологического  времени

 

Временная  перспектива – область исследований, вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем свои мысли за пределы текущего момента.

Для начала полезно указать на отличия  этого процесса от восприятия времени. Наши «субъективные часы» могут  спешить или отставать в сравнении  с объективным ходом времени, на них также влияют особенности текущей ситуации – с кем мы, что мы делаем и что чувствуем. Г. Николе отмечает, что психологи одно время возлагали надежды на обнаружение «ощущения времени», сопоставимого с другими модальностями ощущений. Вместо этого оказывается, что ощущение течения времени, вероятно, является не простой, независимой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, которую мы получаем из внутренней и внешней среды. [14, с 56]

Согласно Л. Франку, ученику К. Левина, который определял временную перспективу как «полную совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующих в данный момент времени», каждый из нас занимает особое положение в обществе и имеет особую историю развития. Этот индивидуальный способ видения мира проявляется в наших интерпретациях прошлого, настоящего и будущего. По мере нашего взросления, предполагает Франк, наша временная перспектива расширяется и усложняется, отражая тот уникальный опыт, который мы приобретаем на протяжении своего жизненного пути. Кроме того, на каждом шагу по этому пути на нас оказывают влияние общество и социальный класс.

Ж. Ньюттен разработал концепцию  временной перспективы личности и предложил ряд методических стратегий для ее анализа. Ж. Ньюттен рассматривает временную перспективу, ее влияние на поведение человека, прежде всего, как функцию репрезентации или когниции. Проводя аналогию с пространственной перспективой, Ж. Ньюттен пишет, что временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное «здесь») событий, которое объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. Ж. Ньюттен исходит из того, что наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает, и которые имеют соответственно знаки места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он время от времени думает, но которые не в меньшей степени стимулируют его активность, влияют на поведение, чем непосредственно воспринимемые. Эти объекты-цели, или, как их чаще называет Ньюттен, «мотивационные объекты», несут определенные знаки, или индексы времени. Концепция временной перспективы Ж. Ньюттена предполагает, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. По существу, присутствие во внутреннем плане этих разно удаленных во времени объектов и создает временную перспективу. Временная перспектива, по Ж. Ньюттену, не является подобно абстрактному понятию времени неким несуществующим «пустым пространством», а выступает как определенная функция составляющих ее мотивационных объектов, которые и определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п.

Временная перспектива личности как  формирование и трансформация собственного будущего, совокупность представлений  индивида о своем прошлом, настоящем  и будущем является важным личностным конструктором, зависящего от макро-  и микросоциальных условий, в  которых живет личность. О.Н. Арестова отмечает, что различные болезненные состояния накладывают свою печать на структуру временной перспективы, в то же время и нарушения ее могут провоцировать различные психические расстройства [6, с.62]. Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова проведя анализ многообразных эмпирических данных в данной проблемной области обнаружили дифференциацию временной перспективы по полу, ее резкое изменение в патологии, у делинквентов, подверженность влиянию социально-демографических и личностных переменных, а также возрастному фактору [13, с.47].

Установлено, что временная перспектива  включает несколько измерений: протяженность в будущее, или отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в будущее; протяженность в прошлое, или отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в прошлое; плотность, или количество событий в прошлом или будущем, о которых человек думает; связность, или степень организации нашей матрицы «прошлого-настоящего-будущего»; устремленность, или ощущение воспринимаемого темпа продвижения в направлении будущего. Индивидуальные временные перспективы оказываются чрезвычайно сложными, однако они все же позволяют сделать некоторые обобщения.

Один набор обобщений связан с нашим возрастом и положением в жизни. Мы склонны все в большей  степени обращаться мыслями в  будущее по мере перехода от детства  к зрелости. Чувство быстрого продвижения  от настоящего к будущему достигает  своей кульминации в юношеском  возрасте, хотя переживания будущего еще не достигают своего пика. Прошлое  обретает новое значение в середине жизни, когда индивидуум начинает искать баланс между тем, куда он двигался до сих пор, и тем, куда он пока не дошел. Возрастание интереса к прошлому обычно обнаруживается в наступающие  за молодостью годы. Это не обязательно  означает, что будущее утачивает  свое значение. Напротив, это говорит  о том, что люди начинают более  интенсивно использовать свой собственный  опыт.

Пожилые люди часто сохраняют сильное  чувство будущего, даже, несмотря на то, что объективно им не отпущено для него столь много времени. Умелое использование прошлого опыта, в целом, связано с высокой самооценкой и способностью успешно справляться с трудностями во второй половине жизни.

Второй набор обобщений относится  к ситуационным аспектам. Н. Израэли, вероятно, был первым, кто продемонстрировал, что временные перспективы имеют тенденцию к сужению в стесненных экономических условиях и при невозможности найти работу. В действительности, ощущение «отсутствия перспектив» оказывается более типичным для молодых, чем для пожилых безработных людей.

Информация о работе Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте