Функциональное состояние человека в труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:03, курс лекций

Описание

В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека.

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 57.34 Кб (Скачать документ)

 

Причина утомления коренится  в изменениях функционального состояния  нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными  процессами, наблюдаемыми в клетках  и тканях, проходят более сложные  процессы, отражающие способность нервных  клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и  А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены  определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяющихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату – уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при дальнейших воздействиях к парабиозу.

 

Было бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности  нервной системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда  наступает несколько позже, в  течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными  показателями, несмотря на то что физиологические  показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством  условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности  за порученную работу).

 

Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в  производственных условиях снижение работоспособности  в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов  энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а  предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического  стереотипа. В общем случае указанные  обратимые функциональные нарушения  вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет  свои особенности в зависимости  от характера выполняемых рабочих  действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов  в нервной системе, приводящие к  утомлению, различны и зависят от условий труда.

 

Если развитие утомления  следует считать естественной реакцией организма, имеющей приспособительный  характер и выполняющей целый  ряд полезных функций, то его чрезмерное развитие в любой форме – явление  нежелательное. В соответствии с  этим при решении прикладных задач  должны ставиться разные цели. С  одной стороны, необходимо максимально  продлить время оптимальной работоспособности  и отодвинуть появление первых признаков  утомления, хотя само состояние утомления  вполне допустимо в последние  часы работы. С другой стороны, для  предотвращения эффектов накопления утомления  желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

 

В каждом конкретном виде труда  необходимо применять такие оздоровительные  меры, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время  данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому  виду труда физиологическому механизму  утомления. Наиболее эффективные средства предупреждения утомления при работе на производстве – это средства, нормализующие активную трудовую деятельность человека. Уменьшение плотности рабочего времени, наличие вынужденных перерывов на протяжении рабочего дня не только не отдаляют наступление и развитие утомления, но могут и ускорить, и углубить его. Исключение случайно возникающих перебоев в работе, простоев и штурмовщины, ритмизация трудовых процессов являются важными условиями поддержания высокого уровня работоспособности. На фоне нормального протекания производственных процессов одним из важных физиологических мероприятий, противостоящих утомлению, является правильный режим труда и отдыха. В сменном режиме труда и отдыха должно быть предусмотрено физиологически и психологически обоснованное чередование периодов работы и перерывов для отдыха и приема пищи.

 

Перерывы различаются  по своему значению и продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается  обеденный перерыв, продолжительность  которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что должно компенсироваться другими  мерами облегчения и оздоровления труда). В первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются  дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости  от особенностей данного вида труда  – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов  на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

 

Изменяя соответствующим  образом число, продолжительность, расположение в течение смены  и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность  создать на конкретном участке предприятия  такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное  приспособление физиологических и  психических функций к текущей  трудовой деятельности.

 

3.4. Напряженность деятельности

 

Термин «напряженность»  широко используется в психологии труда, однако его значение в контексте  разных работ далеко не однозначно. Он используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических  состояний, возникающих в ходе ее выполнения. С его помощью также  характеризуется одна из фаз развития утомления, связанная с поддержанием высокого уровня работоспособности  в результате волевого усилия. Нередко  этим термином обозначается круг состояний  человека, возникающих в усложненных  условиях деятельности.

 

Степень напряженности деятельности может определяться структурой процесса труда, в частности содержанием  рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т.д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых  конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность  деятельности может характеризоваться  психофизиологическими затратами (ценой  деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под  напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения  поставленной задачи.

 

Внутри этого общего понятия  выделяют два основных класса состояний  напряженности: специфическую напряженность, определяющую динамику и интенсивность  психофизиологических процессов, лежащих  в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифическую, характеризующую  общие психофизиологические ресурсы  человека и в целом обеспечивающую уровень выполнения деятельности. Неспецифическая  напряженность понимается как спектр деятельностных состояний организма, характеризующийся повышенным уровнем  функционирования систем по сравнению  с состоянием покоя; она сопровождает любую целенаправленную деятельность. Специфическая напряженность может  означать, например, ряд состояний  человека, определяемых факторами интенсивности  и информационной структуры нагрузки. Такую напряженность нередко  испытывают операторы в системе  «человек – машина» (в более широком  смысле «человек – техника»). Ее можно  обозначить как психическую напряженность, характеризующую особенности поведения  в стрессогенных ситуациях. Данный вид напряженности характерен для  профессий, которые требуют от работника  быстрого принятия решения, оперативного мышления, качественной переработки  большого количества информации.

 

По типу влияния на эффективность  деятельности различают операционную и эмоциональную напряженность. Первой свойственно преобладание процессуальных мотивов деятельности, что оказывает  мобилизующее влияние на индивида и  способствует сохранению высокого уровня эффективности. Развитие эмоциональной  напряженности, наблюдаемое при  ломке адекватной мотивационной  структуры в усложненных условиях, приводит к дезорганизации деятельности. Эмоциональная напряженность возникает  также в том случае, когда ярко выражено несоответствие мотивационных  структур нескольких субъектов труда, взаимодействие которых необходимо для достижения цели. Такие ситуации несоответствия и межличностного конфликта  часто возникают во всех профессиях типа «человек – человек». В частности, эмоциональную напряженность нередко  испытывают учителя, врачи, юристы, психологи  и др.

 

При использовании критерия оптимальности соответствия затрачиваемых  человеком усилий требованиям деятельности выделяют продуктивную и непродуктивную напряженность. Первая позволяет достигать  целей деятельности оптимальным  для субъекта образом, вторая наблюдается  при несоответствии усилий работника  необходимым для достижения цели субъективным затратам. При этом непродуктивная напряженность может быть как  меньше необходимой, так и значительно  ее превышать.

 

3.5. Стресс

 

Понятие стресса первоначально  возникло в физиологии для обозначения  неспецифической генерализованной реакции организма – «общего  адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936) в ответ на любое неблагоприятное  воздействие. Содержание этой реакции  описывалось прежде всего со стороны  типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию  организма: стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон, под его влиянием внешняя  корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды, что приводит к сморщиванию  вилочковой железы, атрофии лимфатических  узлов, торможению воспалительных реакций  и продуцированию сахара как легко  доступного источника энергии. Позднее  понятие стресса было расширено  и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в  экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом  уровнях.

 

Для понимания природы  этих состояний особое значение имеет  характеристика стресса со стороны  вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый  состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических  и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна  и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). В  зависимости от вида стрессора и  механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая  классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический  стрессы.

 

Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию  организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие  этому типу состояния характеризуются  главным образом выраженными  физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными  ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных  условиях среды обитания, большое  значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов  физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и  др.

 

Психологический стресс характеризуется  включением сложной иерархии психических  процессов, опосредующих влияние стрессора  или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических  и поведенческих проявлений значительно  разнообразнее. Наиболее типичными  из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении  мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции.

 

Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное  воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье  последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая  непосредственно за экстремальным  воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия «сопротивления», характеризующаяся  актуализацией адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует  стойкое снижение резервов организма.

 

Устойчивость человека к  возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего  индивидуально-психологическими особенностями  и мотивационной ориентацией  личности. Следует отметить, что  экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное  влияние на эффективность выполняемой  деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление  трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в  стрессогенной ситуации обязательно  приводит к дополнительной мобилизации  внутренних ресурсов, что может иметь  неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных  видов производства и управленческой деятельности.

 

Однако не всякий стресс вреден, более того, Г. Селье полагал, что  «даже в состоянии расслабления спящий человек испытывает некоторый  стресс». Для обозначения опасного стресса он ввел понятие дистресса, который связан с постепенным  истощением сил организма. Наряду с  формулировкой Селье в 1950 – 1960-е  гг. многие исследователи определяли стресс как состояние нарушения  гомеостатического равновесия, или  сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия; состояние организма, который воспринимает угрозу его  благополучию (или целостности) и  направляет всю энергию на свою защиту; любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма.

Информация о работе Функциональное состояние человека в труде