Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание

Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования……………………………......32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

 

Факультет иностранных языков

 

Кафедра общей и социальной психологии

 

              КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

Выполнила: студентка факультета

иностранных языков

дневного отделения

405-а группы

Нестеренко Г.М.

 

 

Научный руководитель:

к. пс. н., доц. Морозова Т.Н.

 

 

г. Орехово-Зуево

2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………...3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……..7

1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….7

1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14

1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте……………………………………………………………….25

 

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32

2.1 Организация и методы исследования……………………………......32

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...45


ВВЕДЕНИЕ

 

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и др.). Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа.

Изучение проблем становления «Образа Я» и социальной идентичности имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста.

Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте».

Объект исследования - «Образ Я» и социальная идентичность подростков.

Предмет исследования - процесс формирования «Образа Я» и социальной идентичности у подростков.

Цель - изучение процесса формирования «Образа Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования «Образа Я» в подростковом возрасте.

2. Рассмотреть понятие социальная идентичность, условия и критерии ее формирования.

3. Рассмотреть этапы развития и становления социальной идентичности в подростковом возрасте.

4. Рассмотреть процесс самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

5. Подобрать методику исследования формирования "Образа Я" подростков в контексте становления их социальной идентичности.

6. Провести исследование и дать анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процессов личностного развития и формирования социальной идентичности в подростковом возрасте.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки подростков с целью их дальнейшей социализации и оптимизации вхождения в мир взрослых.

Методы исследования - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование (методика Куна «Кто я?», методика «ценностные ориентации» Рокича), контент-анализ, математический и статистический анализ данных.

База исследования - настоящая работа выполнялась на базе МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево, исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.

Структура работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

1.1. Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»

 

Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период - это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.

Данный возраст традиционно считается самым трудным. Дубровина И.В. связывает эти трудности с различными психофизиологическими и психическими отклонениями, связанными с половым созреванием подростков.

Следует отметить, что в ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1.                 Образ Я (когнитивная составляющая) - представление индивида о самом себе.

2.                 Самооценка (оценочная составляющая) - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.                 Потенциальная поведенческая реакция (поведенческая составляющая), то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Р. Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа.

Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное В. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я».

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я».

Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны - они отражают всё богатство его жизни.

Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции - так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем её сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Информация о работе Формирование Образа Я и социальной идентичности в подростковом возрасте