Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:27, реферат
Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ 6
Общая характеристика учебной деятельности 6
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 13
Мотивация изучения математических понятий 13
Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18
Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20
Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21
Интересный урок – путь к повышению мотивации 22
Разминка 24
Числовой диктант 25
Цифровой диктант 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 32
4. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Чтобы
добиться этого необходимо вводить
в процесс обучения развивающие
приемы, повышающие интерес к предмету,
а следовательно, и активность детей. Что
же это за приемы? Приведем некоторые примеры.
Прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.
В
чем смысл данного вида работы?
Он проводится или на этапе проверки
домашнего задания или
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Детям
предлагается как можно быстрее,
хором отвечать на вопросы (их обычно
15–20) и самостоятельно оценивать
себя: в случае правильного ответа
ставить себе в тетради заметку.
В конце разминки учитель объясняет,
за сколько ответов можно
При
использовании приема «Буквенный диктант»
вопросы формулируются из соответствующей
темы по математике, из любых предметов
школьного курса и даже из кроссвордов.
Прием ценен для развивающего
обучения, но еще мало разработан как
в теории, так и в практике.
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не
смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
Данный
прием фронтальной работы на уроке
описан в «Математике», 1999, № 28 (приложение
к газете «Первое сентября»).
Прием, пришедший к нам из программированного
обучения, где основой является идея о
постоянной обратной связи, очень эффективно
используется для быстрой фронтальной
проверки усвоения и закрепления знаний.
Учитель произносит некоторое утверждение
и, если ученик согласен, то он ставит единицу
(1), если нет – нуль (0). В результате получается
число. Все, кто получил правильное число,
получают «плюс» за работу (балл за данный
этап урока).
Развитие мотивации учения математики относится к числу наиболее актуальных проблем теории и методологии обучения и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов. В процессе исследования подтвердилась гипотеза исследования, заключающаяся в том, что эффективность обучения математике зависит от степени развития мотивации.
В
результате проведенных теоретических
и экспериментальных
Полученные
результаты требуют дальнейшего
изучения и могут быть применены
в определённой степени в процессе
преподавания других предметов.
Урок геометрии в 10 классе.
Тема урока: «Параллельность прямой и плоскости».
Цели урока:
Этап мотивации:
В
начале урока ученикам предлагается
рассмотреть все возможные
Третий случай дает определение параллельности прямой и плоскости, попробуйте сформулировать его сами.
Определение: прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.
Примеры:
Назовите различные пары прямых и плоскостей параллельных между собой на примере куба.
Далее идет изучение теоремы, сначала можно рассмотреть следующий пример:
На стол положим спицу а1, вторую спицу а2, расположим так, чтобы она была параллельна спице а1. Ставим перед классом вопрос: «Что можно сказать о взаимном расположении спицы а2 и поверхности стола?» После получения правильного ответа задаем еще один вопрос: «Какую теорему можно сформулировать?»
Теорема: «Если прямая не принадлежащая плоскости, параллельна какой-нибудь прямой в этой плоскости, то она параллельна и самой плоскости».
После введения теоремы идет ее доказательство.
Урок алгебры в 7 классе.
Тема урока: «Вынесение общего множителя за скобки».
Цель урока: ввести алгоритм для вынесения общего множителя за скобки.
Этап мотивации:
В начале урока проводиться актуализация знаний.
1 задание: раскрыть скобки
2 задание: найти НОД чисел
3
задание: выделить общий
После этапа актуализации знаний для решения предлагается следующее упражнение: «Сократите дробь (х – у)/(ах – ау)».
Ученики замечают, что для того чтобы сократить дробь достаточно в знаменателе вынести а за скобки и дробь можно сократить на (х – у). После выполнения упражнения учитель отмечает, что при выполнении многих заданий и при решении задач бывает полезно выносить общий множитель за скобки.
Рассмотрим пример разложения многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки.
Разложить на множители многочлен 10ху2 – 6ху.
Обычно в многочлене с целыми коэффициентами множитель выносимый за скобки, выбирают так, чтобы члены многочлена, оставшегося в скобках, не содержали общего буквенного множителя, а модули их коэффициентов не имели общих делителей. В данном примере общим множителем является одночлен 2ху или ( - 2ху). Вынесем, например, за скобки 2ху. Получим:
10ху2 – 6ху = 2ху*5у – 2ху*3 =2ху (5у – 3).
Таким образом при вынесении общего множителя за скобки мы пользуемся несложным алгоритмом:
Далее предлагаются упражнения на отработку введенного алгоритма.