Физиологические механизмы внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:32, реферат

Описание

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.

Работа состоит из  1 файл

срс.docx

— 28.12 Кб (Скачать документ)

3. Устойчивость  интересов. Если имеется большой,  глубокий интерес к чему-либо, произвольное внимание будет  более устойчивым. Например, девочка  занимается музыкой, любит музыку  и проявляет большой интерес  к ней, и, хотя длительные  музыкальные упражнения утомительны,  интерес к музыке побеждает:  девочка внимательна.

4. Привычные  условия работы. Если выработаны  привычные формы работы, внимание  будет устойчивым. Например, многие  учителя после перемены сразу  начинают активную работу с  учащимися, не устраивая проверки  присутствующих, не выслушивая сообщений  дежурных. Учащиеся настолько привыкли  к такому порядку, что сразу  же включаются в работу (опыт  Липецких учителей).

5. Создание благоприятных  условий для деятельности: отсутствие  посторонних, отвлекающих раздражителей,  наличие нужных материалов, орудий  труда (например, у учащихся все  учебники и тетради на месте). Основные свойства внимания: сосредоточенность (концентрация), объем, распределение, устойчивость, колебание, переключение, Сосредоточенность внимания — выделение ограниченного круга объектов, на которые направлено внимание, с отвлечением от всего постороннего.

Сосредоточенность обеспечивает углубленность в работу, ясность и отчетливость всех познавательных процессов. Взгляните на ребят, когда  они увлечены рассказом учителя: они настолько сосредоточенно слушают, что не реагируют даже на звонок с урока. Устойчивая и углубленная, а не поверхностная сосредоточенность  является обязательным условием успешной учебной работы.

Устойчивая сосредоточенность  возникает, когда есть интерес к  данной работе, данному объекту, который  дает человеку новые впечатления; устойчивая сосредоточенность возникает при  осознании долга, необходимости  выполнения работы, при положительном  эмоциональном тоне и, наконец, при  активной деятельности с объектом.

Сосредоточенность и направленность внимания зависят  и от специально организованной работы по развитию этих качеств. Например, учитель  обучает учащихся рассматривать  картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны  и качества.

Организующие  указания учителя заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.

Объем внимания — это количество объектов, воспринимаемых одновременно. Объем внимания зависит  от опыта, от практической деятельности человека, от особенностей воспринимаемых предметов, от поставленной задачи. Не объединенные между собой объекты  воспринимаются в меньшем количестве, связанные объекты воспринимаются (особенно если эта связь осознана) в большем объеме.

Объем внимания можно увеличить, включив школьника  в такую деятельность, где ему  необходимо будет расширять круг своего внимания. При работе с учащимися  начальных классов всегда следует  учитывать ограниченность их объема внимания. Зная это, при объяснении нового материала, при знакомстве с  новыми вещами, явлениями, событиями  следует выделять для изучения одновременно только один-два объекта.

Распределение внимания — это одновременное  выполнение двух или нескольких однородных действий или наблюдение за несколькими  независимыми процессами.

Экспериментальные исследования показали, что при действиях, требующих большого и полного  сосредоточения, обычно другие действия невозможны. Проводили такой опыт — предлагали человеку идти по узкому бревну, сохраняя равновесие, устойчивость и одновременно решая задачу. Совместить эти два действия не удалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу (опыт Пуни).

Выполнять одновременно два действия возможно только в том  случае, если человек имеет большой  опыт в выполнении этих действий, в  условиях хорошо знакомой деятельности, когда происходит объединение ряда операций, а часть операций автоматизируется. Тогда человек способен в центре внимания держать основную деятельность, время от времени систематически и быстро переключаясь на другую.

В некоторых  профессиях требуется непременно распределять внимание: профессии шофера, летчика, особенно педагогическая работа. Учитель  должен одновременно следить за классом  и объяснять урок.

Распределять  внимание необходимо и учащемуся. Он должен и слушать объяснение учителя  и следить за тем, что показывает учитель (например, на географической карте); должен слушать и записывать одновременно. Умение распределять внимание вырабатывается в процессе практической деятельности.

Некоторые школьники  умеют очень хорошо распределять свое внимание. Например, учительница  прекрасно видит, что ученик разговаривает  с соседом, что он не слушает ответа товарища. Желая поставить этого  «болтуна» в неловкое положение, учительница задает ему вопрос и  совершенно неожиданно получает полный ответ. Мы наблюдали, как ученик IV класса сосредоточенно решал задачу и одновременно делал замечания товарищу, который  решал другую задачу.

В беседе с этим учеником мы выяснили, что он слушает  не все, а избирательно, только нужное, важное. Наблюдая его на уроке, мы убедились, что в процессе объяснения учителя  он, действительно, временами сосредоточенно слушал, писал, напряженно работал, а  временами отвлекался.

Переключение  внимания — перестройка, перемещение  внимания с одного объекта на другой. Исследованиями советских психологов доказано, в противоположность утверждениям некоторых буржуазных психологов, что  переключаемость внимания — воспитываемое  качество.

Переключение  внимания может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным).

Преднамеренное  переключение внимания происходит тогда, когда перед человеком возникает  новая задача, изменяется характер деятельности.

Преднамеренное  переключение внимания зависит от особенностей деятельности и интереса к ней  человека. Большое значение для преднамеренного  переключения внимания имеют также  потребности человека.

Непреднамеренное  переключение внимания обычно происходит легко, человек не испытывает при  таком переключении внимания чувства  напряжения и усилия.

Быстрота переключения внимания зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности человека.

Если предыдущая деятельность была интересной или если человек работал сосредоточенно и углубленно, если деятельность вызывала сильные чувства, требовала большой  затраты сил, то переключение внимания происходит с трудом. Если же предыдущая деятельность требовала от человека незначительных усилий, небольшой сосредоточенности  на работе, тогда переключение внимания проходит легко.

Если новая  деятельность интересна, привлекательна для человека, то переключение внимания протекает тоже сравнительно легко. Если же новая деятельность требует  напряжения внимания, усилий, то переключение внимания происходит замедленно и с  трудом. Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается определенным (большим и меньшим) нервным напряжением, которое выражается в волевом  усилии.

Вот почему нам  трудно начинать какую-либо новую работу, а особенно не совсем приятную, —  мы испытываем чувство затрудненности, напряженности.

В этом отношении  очень ярко проявляются индивидуальные качества людей, непосредственно зависящие  от особенностей их нервной деятельности. Так, замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности  основных нервных процессов —  возбуждения и торможения. Для  переключения внимания имеет значение и состояние нервной системы  человека в данный момент. У утомленного человека процессы переключения внимания сильно замедлены. Таким образом переключение внимания зависит и от индивидуальных особенностей личности.

Индивидуальные  различия в переключении внимания очень  заметно проявляются в учебной  работе школьников.

Одни учащиеся легко переходят от решения задачи к устному счету, другие втягиваются  в новую учебную деятельность постепенно; одни после ответа у  доски долго не могут включиться в работу класса, у других этот переход  от одного вида учебной деятельности к другой протекает быстро и легко, без напряжения.

Одни школьники  быстро переключаются с игровой  деятельности во время перемены на учебную и в самом начале урока уже готовы к работе, у других учащихся этот процесс затяжной: они что-то достают из парты, непрерывно двигаются, долго не могут успокоиться. Вот, кажется, все готовы к уроку и внешне проявляют свою внимательность — учитель начинает объяснять урок. Но не всегда следует доверять этому внешнему проявлению внимания: некоторые учащиеся, несмотря на спокойные позы, все еще не переключили своего внимания на работу. Индивидуальных различий в переключении внимания очень много, и учителю необходимо изучать, как они проявляются у каждого учащегося в учебной работе.

Устойчивостью внимания называется длительное удержание  внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания —  это периодическое отвлечение и  ослабление внимания к данному объекту  или деятельности.

Если деятельность интересна, захватывает человека, его  внимание может быть устойчивым долгое время. Кратковременные отвлечения внимания на несколько секунд не имеют  практического значения, они часто  проходят незаметно для человека. Устойчивость внимания зависит и  от особенностей объекта. Наше внимание не может долго быть устойчивым при  неподвижности объекта, устойчивость внимания трудно сохраняется на объекте, который беден по содержанию, не вызывает интереса.

Если то, к  чему мы внимательны, интересно, дает пищу для активной практической деятельности, размышления, наблюдения, представления, воображения, внимание становится устойчивым. Большое влияние на устойчивость внимания оказывает активная и разнообразная  деятельность с объектом внимания. В результате активной и разнообразной  деятельности повышается интерес к  данному объекту, а это влечет за собой улучшение внимания. Однообразная деятельность, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Положительное отношение человека к предмету восприятия создает определенный эмоциональный  тон, усиливающий устойчивость внимания; отрицательное отношение к воспринимаемому  вызывает резкое снижение устойчивости внимания. Любимым, интересным делом школьник может заниматься очень долго, не отвлекаясь от него. Учебная деятельность, дающая результат, особенно после напряжения и преодоления трудностей, вызывает положительные эмоции: у школьника возникают чувства удовлетворения, радости, которые сопровождаются устойчивым вниманием. При продолжении работы возникает желание заниматься данной работой, и еще до начала деятельности у учащихся создается установка на устойчивое внимание.

Рассмотрим учебную  работу учащегося в школе и  дома.

Школьник делает волевое усилие и заставляет себя сосредоточенно и интенсивно работать на уроке, его внимание стало устойчивым. Учительница объясняет новый  и сложный материал, но в это  время на задней парте ученики  Петров и Иванов затеяли какой-то спор и возню. Учительница делает им замечание: «Иванов! Петров! Прекратите возню и слушайте объяснение, вы сами не работаете и другим мешаете!..»  На это замечание ушло всего несколько  минут, но учительница потеряла нить объяснения, начинает вспоминать, на чем  она остановилась, а ученики вновь  должны включаться в работу и снова  делают усилие, чтобы сосредоточиться  на рассказе учителя.

Так невольно учитель  нарушает целостность восприятия учениками  материала, разрушает устойчивость их внимания. Как правило, после такого замечания часть школьников объяснение или не слушает, или слушает невнимательно.

Что же следует  делать в подобном случае?

Большинство опытных  учителей не делают замечаний на уроке  во время своих объяснений, сохраняя тем самым устойчивость внимания и своего, и учащихся. Если же эта  потребность возникает, то учитель  дает понять ученику, что он недоволен.

Интонация голоса, пристальный взгляд, движение руки — все это, не нарушая объяснения, хода и ритма работы, не снижая внимания, создает порядок в классе и  вводит в нормальное русло тех  учащихся, которые отклонились от работы.

Самый лучший способ организации устойчивого внимания школьника связан не о применением каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность на уроке, чтобы у учащихся не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на сколько-нибудь длительное время. Интересное содержание урока, разнообразие видов учебной деятельности, активность учащихся на уроке способствуют организации внимания. В интересной работе школьники учатся; быть внимательными, и если интересные уроки не случайность, носят систематический характер, то у учащихся вырабатываются навыки и привычки работать внимательно.

Во всех указанных  случаях задача быть внимательным не выступает самостоятельно, ее порой  не ставят ни учитель, ни сами школьники; но деятельность школьника, условия  ее протекания, обстановка — все  это воспитывает и организует внимание.

Неустойчивость  внимания учащегося возникает от непосильной или чрезмерно обширной работы. Так, некоторые учителя дают школьникам слишком большие домашние задания, это приносит порой не пользу, а вред: ученик делает первые примеры  и пишет первые упражнения внимательно, а дальше начинает работать механически. Так воспитывается стиль небрежной  и поверхностной работы, в подобной деятельности устойчивое внимание не воспитывается.

Информация о работе Физиологические механизмы внимания