Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности
2.2.Признаки одаренности
2.3.Типология одаренности
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности
2.6.Проблемы одаренных детей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать документ)

                               2.3.Типология одаренности

      Понимание типологии одаренности – это  первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам  одаренности, рассмотрим некоторые  из них.

Одаренность общая и специальная.Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

      Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

      Но  также традиционно существует и  другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности  существует столько, сколько может  быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и  нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т.д.

      Однако  исследования специалистов убедительно  свидетельствуют в пользу того, что  одаренность интегральное свойство личности.

      Специализированная  одаренность в природе – большая  редкость.

      Этот  вопрос нужно рассматривать и  в возрастном аспекте. Одаренность  на разных возрастных этапах (старший  дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться  как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон  накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность  приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься [3].

      Существует  деление одаренности на четыре группы:

-   Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-   Дети с высоким уровнем творческих способностей;

- Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

-   Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [13].

Творческая  и интеллектуальная одаренность.Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению)[12].

      Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С.Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается [4].

          2.4.Принципы и методы выявления одаренных детей

     Выявление одаренных детей - продолжительный  процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная  идентификация одаренности посредством  какой-либо одноразовой процедуры  тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

     Проблема  выявления одаренных детей имеет  четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее  предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты  “одаренных” и “неодаренных”  коренятся в неадекватности (и  легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует  талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный  ребенок.

     С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

     1) комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более широкий спектр  его способностей;

     2) длительность идентификации (развернутое  во времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

     3) анализ его поведения в тех  сферах деятельности, которые в  максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам;

     4) использование тренинговых методов,  в рамках которых можно организовывать  определенные развивающие влияния,  снимать типичные для данного  ребенка психологические “преграды”  и т.п.;

     5) подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов: специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

     6) оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

     7) преимущественная опора на экологически  валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального  поведения ребенка в реальной  ситуации, таких как: анализ продуктов  деятельности, наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

     Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

     Однако  и комплексный подход к выявлению  одаренности не избавляет полностью  от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может  быть отнесен ребенок, который никак  не подтвердит этой оценки в своей  последующей деятельности (случаи рассогласования  диагноза и прогноза) [1].

     Навешивание ярлыков типа “одаренный” или  “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических  заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка [2].

     Признание роли социальных условий, в которых  развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

     Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

     Итак, проблема выявления одаренных детей  сложна и требует привлечения  специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут  быть раз и навсегда зафиксированы [18].

                         2.5.Факторы, влияющие на развитие одаренности

     Личность  одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка  определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно  в случаях так называемой скрытой  одаренности, не проявляющейся до определенного  времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

     1. Неравномерность возрастного развития  одаренных детей

     2.Семья  одаренного ребенка

     3.Взаимоотношения  одаренного ребенка со сверстниками  и взрослыми.

     4. Личность одаренного ребенка

     5. Проблемы одаренных детей

     Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом  гораздо более благополучны, чем  другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

     Наиболее  часто встречаются проблемы:

     - общения, социального поведения,

     - дислексия - слабое развитие речи

     - эмоционального развития,

     - дисинхронизация развития

     - физического развития,

     - саморегуляции,

     - отсутствие творческих проявлений,

     - трудность профессиональной ориентации,

     - дезадаптации 

          С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем[7].

                                   2.6. Проблемы одаренных детей

       1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

     Нет никакого сомнения, что при соответствующей  системе обучения и воспитания, при  четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально  одаренных детей может быть успешно  преодолена.

     Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении  и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя  отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и.  Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как  глупость, упрямство, лень. Психологи  считают, что такие оценки часто  являются следствием неадекватного  понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные  дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают  сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота  и С. Толана, состоит как раз  в том, что сам одаренный ребенок  без специальной помощи психолога  или квалифицированного учителя  не может понять, в чем причина  его сопротивления тем видам  работ, которые охотно выполняются  другими детьми.

Информация о работе Феномен одаренности