Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности
2.2.Признаки одаренности
2.3.Типология одаренности
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности
2.6.Проблемы одаренных детей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать документ)

 МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ,МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

                  ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

                                     КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ 
 

                               ОТРОЩЕНКО  ОЛЬГА  ОЛЕГІВНА 

               Курсова робота на тему: «Феномен  обдарованості» 
 

                                                                                  Студентки 1 курсу

                                                                                  Філологічного факультету

                                                                                  Спеціальності «Психологія»

                                                                                 Денного відділення 

                                                                                    Науковий керівник:

                                                                                   ас.Вільдгрубе  

                                           

                                           Донецьк-2011 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности                          

       1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………

      1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..

РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности        

        2.1.Понятие одаренности………………………………………………….

        2.2.Признаки одаренности………………………………………................

        2.3.Типология одаренности………………………………………………..

        2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..

        2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….

        2.6.Проблемы одаренных детей…………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 
 
 
 
 

                                                 

                                             ВВЕДЕНИЕ

       Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.                                                                                                                                                                                         Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству,создавать обстановку для этого. 
   Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
 

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.

   ОБЪЕКТ исследования: одаренность.

    ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.

    ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности   

    ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

- сделать теоритически анализ литературы  по проблеме;

- систематизировать исследования с проблемами изучения;

- сформулировать выводы;

- оформить и защитить работу. 
 
 
 
 
 
 
 

                      

                      I.Подходы к изучению феномена одаренности

        1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаренности

       В зарубежной психологии проблема одаренности рассматривается не

только  в теоретическом, но и в практическом аспекте. Ф. Гальтон в своем

труде "Исследование человеческих способностей и их развитие"утверждал, что естественный отбор необходимо заменить искусственным, который поможет поддержать падающий интелектуальный потенциал в челове-ческом сообществе. В первой половине XX века многие зарубежные исследователи (А. Бине, Т. Симон, Л. Гермен) само понятие одаренность связывали прежде всего с высоким уровнем интеллектуальных  способностей. И лишь начиная с 50-х годов предметом интереса западных психологов становится творческая одаренность , в частности воображение.

В последние  годы многочисленные зарубежные исследования одаенности показали, что для реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и пси-

хологических  условий (Б. Блум, П. Кляйн, П. Торенс, Б. Уайт).Наибольшую роль в этом процессе играет окружение ребенка: семья,сверстники, педагоги. 

       Группа молодых ученых – Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон, К.Тейлор и др. осуществила ряд крупных исследований,которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения .

     К началу 70–х гг. психология индивидуальных различий становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая, прикладная область психологии – психология талантливых,но не успевающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .

      Работы Дж. Гилфорда показали , что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии , вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность .Одаренные дети испытывают  в  школе “ дискриминацию ” из-за  отсутствия дифферцированного обучения,из-за ориентации школы на среднего ученика , из-за излишней унификации программ.

      К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения .

      В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее , проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций . В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков.

      Дифференцированное обучение в США переходит от составления более углубленных программ к программам с альтернативными подтемами , типами упражнений и разными стилями текстов .

      Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии.Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране.

       В. Штерн дал следующее определение одаренности:“Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности .

       Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике– величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ) .

      История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности [15].

            1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности

          В отечественной психологии проблеме одаренности не уделялось     достаточного внимания.К числу первых работ по данной проблематике относятся исследования профессора Г. Россолимо, в которых он развивал идею сравнительного подхода к личности: ученый провел при ломоносовском обществе исследование и отбор высокоодаренных детей.

          В 30-е годы В.Экземплярский предложил разработать специальную программу с целью обучения одаренных детей в специальных школах. В      конце 50-х–начале 60-х годов XX века появились первые психологические работы по исследованию специальных способностей ( В. Крутецкий, Б.Теп-

лов.), мышления и творчества (А.Брушлинский, Я.Пономарев, С.Рубинштейн

и др.). Сейчас разрабатываются различные  теоритические концепции

одаренности (А.Матюшкин, Н.Шумакова,В. Юркевич). 

              История развития исследований и практики обучения одарённых     детей в нашей стране прошла ряд этапов , соответствовавших  социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одарённости.  
              Проблема одарённости в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова «Способности и одарённость».   Он указывает: « При установлении основных понятий об одарённости наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака как,мне кажется,всегда заключаются            в понятии способность. 
           Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-пси-хологические особенности, отличающие одного человека от другого. 
           Во- вторых, способностями  называют не всякие вообще   ин -дивидуальные особенности , а лишь таких, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 
            В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». 
Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения.  
            Обсуждение зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одарённому ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности [15].
 
 
 

Информация о работе Феномен одаренности