Феминология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 04:57, курсовая работа

Описание

Интерес к женским проблемам и к тому положению, которое занимает женщина в обществе, возник весьма недавно. Вспомним, например, «государство» Платона, где автор рассуждает об общности образования для мужчин и женщин в целях установления для них равных шансов для участия в управленческих и производственных делах. Кант, Шопенгауэр, Энгельс, Фрейд, Ницше, Розанов, Соловьев, Л.Толстой, Чернышевский, Вейнингер и многие другие философы, психологи, и социологи обращались к вопросу отношений между полами. Сегодня, во многом благодаря тому, что женские и гендерные исследования проводятся на основе феминистских теорий, их традиционная социологическая проблематика значительно расширилась.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по феминологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные  семье, в основном статистико-демографический анализ (К.Васильева и др.).Можно назвать работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.Смирнова  о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И.Ленин, А.М.Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили¸ женский вопрос решили и проблему закрыли.

Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения.

На международном  семинаре под эгидой ЮНЕСКО, «Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы» Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение различных групп женщин к проблемам, событиям, влияниям социальной действительности. 

-12-

Она отметила, что  такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов. Также отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые в НИИ социологии, в которых рассматриваются социальный и демографические аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта «Женщины и демократизация общества». Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г.Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований.

За рубежом  такие же исследования в сфере  образования, просвещения, подготовки женских кадров, помощи женским движениям  и в социальной работе с женщинами  начались раньше. В США исследования по проблемам социального положения  женщин и женским движениям ведутся с конца XIX века. Еще в начале нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовке по исследованию женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют 50  феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются на женской тематике.

-13-

Фордовкий и  другие фонды выделили значительные средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была учреждена «Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире».

Однако Чемберлен (президент-учредитель национального  совета по исследованиям женской  проблематики в США) отмечает также  трудности в исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и побочной для науки.

Судя по развитию,  феминология как наука еще  очень молода, опыт научных исследований и образования по женской проблематике короток по времени, невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН «Десятилетие для женщины.1975-1985годы». В рамках этой программы были приняты важные документы, оказавшие влияния на политику правительств государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы.

Подводя итоги  можно еще раз отметить сугубую  актуальность активного участия  женщин в решении и локальных и глобальных проблем человечества. Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и скрытого антагонизма, - важнейший аспект борьбы за сохранения и дальнейший прогресс человечества. 
 
 
 
 
 

-14-

2.2. Ранний феминизм  в Англии.

Движение за уравнение в правах женщин и мужчинами - феминизм, до недавнего времени  связывали с движением суфражисток (от англ. право голоса), боровшихся за избирательные права для женщин в Великобритании в последней  трети XIXвека. В этой связи и возникновение самого феминизма многие ученые относили к этому же периоду. Лишь в 70-е годы XXв., когда зарубежные исследователи обратились к изучению «женской», или  «гендерной» истории  и занялись вплотную рассмотрением  проблемы женского образования, они пришли к убеждению, что истоки феминизма ведут в XVIIвек.

Проблеме феминизма (и не только английского) в отечественной науке также уделялось недостаточное внимание. Первая работа, посвященная вопросам феминизма вышла в 1993 году. Ее авторы утверждали, что феминизм зародился в результате борьбы женщин за избирательные права во второй половине XIXвека. О раннем же феминизме российские ученые вообще не упоминали. На наш взгляд, это скорей всего объясняется тем, что в нашей стране «историей женщин» начали заниматься лишь в последние годы, да и то пока что больше в историографическом и методологическом плане. Конкретных исторических работ посвященных как «гендерной истории» вообще, так и феминизму, в частности, в отечественной науки практически нет.

Слабая изученность  раннего феминизма при несомненной  важности этой социокультурной проблемы, тесно связанной с развитием  женского образования в раннебуржуазной, стюартовской Англии (1603-1714гг.), побудила обратиться к ее исследованию. 

Своим рождением ранний феминизм обязан Английской революции середины XVII века. По утверждению Г.Смит, феминистские идеи были «напрямую» связаны с революционной идеологией. 

-15-

 И  хотя интеллектуальные истоки  феминизма питались научными изысканиями и рационализмом, однако первые феминистские трактаты, появившееся в середине века, свидетельствовали об их определенно связи с революционными событиями.

Несмотря  на то, что ранний феминизм зародился  на революционной почве, первые феминистки чаще всего выступали на стороне  роялистов и англичан, а не революционеров. Наиболее актуальную позицию в годы революции женщины заняли в борьбе за религиозную свободу. Они выступали за равные религиозные права, указывая на равенство мужчин и женщин перед Богом, на равенство их душ, и делали выводы о необходимости изменения положения женщин в семье и обществе.

Заметное  влияние на формирование феминистских идей оказало Просвещение. По утверждению  американского ученого Р.Перри, первая феминистка М.Эстелл являлась «естественным  результатом английского Просвещения». Новая натурфилософия, ведущая свое происхождение от Р.Декарта и Ф.Бэкона, позволяла Эстел и ее последовательницам смотреть на себя как на разумные существа. Рационализм XVIIв. В особенности учение Декарта, внесли значительный вклад в доказательство теории о равенстве полов, о способности женщины реализовать свои возможности в обществе. Именно рационализм, на взгляд британской исследовательницы К.Роджерс, раскрепостил женщину, поскольку во многом способствовал пробуждению ее самосознания. Под влиянием рационализма женщины стали переосмысливать традиционные взгляды на природу «слабого пола» и его роль в обществе. Имен в рационализме ранние феминистки обрели ту идеологию, которая лучше всего отвечала их стремлению добиться равенства с мужчинами и подготовить основание для обсуждения своего положения в обществе. Так три революции (две буржуазные XVII в. и научная) породили новые идеи и подходы, которые позволили ранним феминисткам создать собственную идеологию.

-16-

Начиная со второй половины XVII столетия англичанки начали выступать в защиту женского образования писать о дискриминации женщины в семье и обществе. Они также обращались к состоятельным соотечественницам с просьбой оказать посильную помощь женщинам-ученым, чтобы те могли раскрыть свои способности и таланты в полной мере. Так впервые ранние феминистки заявили о себе.

Что же представляли собой первые феминистки, каково было их социальное происхождение  и положение? Ответы на эти вопросы  дает  в своей книге Г.Смит. Она насчитала в стюартовкой Англии 12 феминисток, наибольшую известность среди которых приобрели герцогиня Ньюкасл, Б.Мейкин, Х.Вуллей, М.Эстелл, Э.Элстоб, М.Фокс, А.Бен. Социальный состав феминисток был пестрым: аристократки и учительницы, директрисы женских школ и гувернантки. Большинство первых феминисток принадлежало к среднему классу. Среди них были как замужние, так и одинокие женщины, бездетные и обремененные многочисленными чадами матроны. Почти все прослыли убежденными сторонницами англиканской церкви и партии тори. В своих литературных и публицистических произведениях они поднимали проблемы, связанные с подчиненным местом женщины в обществе, ратовали за равные с мужчинами права на образования и брак. Все они были убеждены в том, что женщина не станет равной мужчине в браке, пока не реализует свои возможности как человек и как личности. Всех этих литературных дам, отличала, на взгляд Смит, вера в то, что женщины и мужчины равны по своим умственным способностям. Они пытались изменить отношение к женскому полу не только со стороны мужчин, но и общества в целом.

Таким образом, социальный эффект идей раннего  феминизма в общественной мысли  Англии в XVII-XVIIIвв. был в определенной мере ограничен (потому-то и ранние феминистки очень скоро были забыты) в силу того, что движение феминисток опережало свое время.

-17-

Тем не менее, ранние феминистки подготовили  почву для своих последовательниц XIX-XXвеков. И в этой связи нам представляется правомерным говорить о трех этапах в феминистском движении. Если на первом этапе, в XVII-XVIIIвв. феминистки боролись за право женщин на образование, а также поднимали вопрос об освобождении от деспотии мужчин в браке, то на втором - в XIXв. Они уже выдвигали требования политических прав. Наконец, в XXв. женщины стали отстаивать свои экономические права, что явилось третьим этапом в феминистском движении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-18-

В заключение второй главы можно сказать, что у женского движения-слабого, сравнительно с бурными 60-ми годами, но существующего-есть свои задачи. Мне нравиться, как пишет о них М.В.Луи, активистка и теоретик французского феминизма: «Лично я борюсь не за феминистское обществ, а за общество, свободное от сексизма, от патриархата, где будут созданы социальные условия для свободы всех гражданок и граждан и где вопросы, которые сегодня определяют только как «женские», станут волновать всех и вся. А это, конечно, требует глубокого преобразования всей совокупности социальных отношений». Такие задачи сегодня ставит перед собой женщина – активный участник текущей истории, ее субъект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-19-

Заключение

Широкое распространение гендерных исследований в США, Канаде, скандинавских странах  оказало сильное влияние на эволюцию общественных норм и представлений о назначении женщины. Об этом говорят самые простые примеры, в частности скажем, такие: 56% американок открыто признают себя сегодня феминистками, из 10 американских служащих в армии одна - женщина, министр обороны в Финляндии-женщина, половина постов во всех структурах управления в Норвегии принадлежит женщинам.

Спор  о назначении женщины, начатый небольшой  группой феминисток, заявивших миру в конце 60-хгодов XIX века: «я мыслю, значит, я существу», сегодня получил завершение в принятых международным сообществом документах против ликвидации всех форм дискриминации женщины, где женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, и где подчеркивается, что рождение детей-это право, а не обязанность женщины, или, иначе говоря, где личность женщины оценивается выше, чем ее «природное значение».В известном смысле – это и признак воплощения идеала «свободы равенства, братства» в отношениях между мужчиной и женщиной в нынешнем обществе, и признания права за свободу за сексуальными меньшинствами, и возможность хирургического вмешательства и перемены пола, и техника исскуственного деторождения. Кстати, один из крупнейших специалистов в этой области, французский биолог Ж.Тестар, обсуждая тему «мужской беременности», вполне доступной технически, отмечал: «Мы больше никогда не сможем на традиционный манер рассуждать о «мужском» и «женском» началах. С Тестаром можно соглашаться, а можно и спорить. Его мысль можно принять, если исходить из того, что «дуальность» пола означает лишь признание простой противоположности «мужского» и «женского» начал.  
 

-20-

А можно  и спорить, если принят позицию Н.Бердяева и вести разговор не о «тайне женственности», а о «тайне человека», если видеть в эротической энергии, устанавливающей  связь между полами, «источник  творчества», «путь выявления красоты» в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-21-

План

Введение

Глава 1. Феминология как наука 

1.1. Понятие феминологии как науки 

Информация о работе Феминология как наука