Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа
Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5
1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14
            1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22
Выводы по 1 главе. 26
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 
Выводы по 2 главе. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Список литературы
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Меняется и потребностная 
Следовательно, мы можем сделать 
вывод о том, что доминирующими 
потребностями у ребёнка 
Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.
Выводы по 1 главе.
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
2.1 Программа исследования 
влияния детско-родительских 
Исследование проводилось на базе средней школы поселка Бытошь. В исследовании принимали участие 20 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек; а так же в исследовании принимали участие родители учащихся 1-х классов в количестве 20 человек.
Перед исследованием были поставлены задачи:
       
Для осуществления 
На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения.
Шкала 3. 
«Симбиоз». Отражает межличностную 
дистанцию в общении с 
 Шкала 
4. «Авторитарная 
Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация) (Приложение 1).
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте.
На первом этапе исследования был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина.
Цель методики: выявить особенности родительского отношения к детям в семьях испытуемых.
Результаты тестирования родителей выявили различные стили семейного воспитания в семьях младших школьников (таблица 1).
Таблица 1
Среднее значение особенностей родительского отношения к детям по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варги и В.В.Столина.
| 
   
 
 Шкала  | 
  Кол-во испытуемых  | 
  Среднее значение  | 
  Стандартное отклонение  | 
Принятие/отвержение ребенка  | 
  20  | 
  27,60  | 
  2,891  | 
Кооперация  | 
  20  | 
  5,95  | 
  1,317  | 
Симбиоз  | 
  20  | 
  5,05  | 
  0,887  | 
Контроль  | 
  20  | 
  5,15  | 
  1,226  | 
Отношение к неудачам ребенка  | 
  20  | 
  1,10  | 
  0,553  | 
Всего  | 
  20  | 
  ||
Таблица 2
Особенности 
родительского отношения к 
Баллы по шкалам  | 
  Принятие - отвержение  | 
  Социальная желательность  | 
  Симбиоз  | 
  Гиперсоциализация  | 
  Инфантилизация  | 
Высокие  | 
  90%  | 
  70%  | 
  30%  | 
  45%  | 
  0%  | 
Средние  | 
  10%  | 
  30%  | 
  70%  | 
  55%  | 
  5%  | 
Низкие  | 
  0%  | 
  0%  | 
  0%  | 
  0%  | 
  95%  | 
На основании полученных данных были выявлены следующие стили воспитания:
Таблица 3
Стиль семейного воспитания  | 
  Количество семей  | 
Демократический стиль  | 
  10  | 
Отчужденный стиль  | 
  2  | 
Авторитарный стиль  | 
  3  | 
Либерально - попустительский стиль  | 
  2  | 
Гиперопекающий стиль  | 
  3  | 
Выявленные стили воспитания в процентном соотношении:
Таблица 4
Стиль семейного воспитания  | 
  Количество семей(%)  | 
Демократический стиль  | 
  50  | 
Отчужденный стиль  | 
  10  | 
Авторитарный стиль  | 
  15  | 
Либерально - попустительский стиль  | 
  10  | 
Гиперопекающий стиль  | 
  15  | 
Обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Неуспеваемость учащихся в начальной школе возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов, наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Поддержка родителей является одним из важнейших факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. Воспитание в гармоничной семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности.
Проведенное исследование показало, что родители и выбранный ими стиль воспитания оказывают влияние на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, так как именно родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях и оказывают решающее влияние на формирование самооценки ребенка.
Список использованной литературы