Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа
Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5
1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14
            1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22
Выводы по 1 главе. 26
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 
Выводы по 2 главе. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Список литературы
Конфронтация - в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.
Антагонизм - в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.[8]
В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel (1998, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.
Таким образом, можно выделить 6 стилей семейного воспитания:
          Рассматривая 
семью как важнейшее условие обеспечения 
психологического благополучия ребенка, 
мы будем исходить из следующих положений: 
          1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» 
детско-родительские отношения, которые 
непосредственно обусловливают трудности 
в развитии ребенка; 
          2. Для благополучного развития ребенка 
необходимо осознание проблем супружеских 
и детско-родительских отношений и гармонизация 
влияния семьи на воспитание ребенка. 
          В результате взаимовлияния индивидов 
в семье она выступает как персональная 
микросреда развития личности. Основными 
звеньями семьи как микросреды развития 
являются: коллективное мнение, межличностные 
внутрисемейные отношения, семейные традиции, 
обычаи, настроения, нормы внутрисемейного 
поведения, нравственно-духовный климат.
           Отечественные 
психологи выделяют наиболее существенные 
характеристики гармоничных детско — 
родительских отношений: 
Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей 
ребёнка в системе детско — родительских 
отношений: потребность в безопасности 
и эмоциональной близости с другими людьми; 
удовлетворение потребностей, возникающих 
в процессе детско — родительского взаимодействия: 
принятие и признание индивидуальности 
ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» 
как автономной реальности. 
Во-вторых, важен достаточный уровень осознания 
родителями индивидуальных особенностей 
ребёнка, понимание их психофизиологической, 
психологической и социально — психологической 
природы. 
И в-третьих, сознательная и ответственная организация 
родителями конструктивного стиля взаимодействия 
адекватного индивидуальным особенностям 
развития ребёнка.[1] 
           Семья характеризуется 
определенной структурой, известной внутренней 
расстановкой и группировкой ее членов. 
Основой жизнедеятельности семьи является 
система общения – межличностные, внутрисемейные 
и внешние контакты, взаимодействия, как 
в ходе совместной деятельности, так и 
во время отдыха, обмена информацией, взаимные 
воспитательные и мобилизующие влияния, 
взаимовыручка, стремление к единству 
мыслей и действий, а также индивидуальные 
особенности каждого члена семьи.   
В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение [ 5; 32 с.]. Были выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.
1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь».
2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. [2, c.114]
Огромный вклад в изучение проблемы детско-родительского взаимодействия внес А.С. Макаренко.
Во-первых, взаимодействие должно быть целесообразным: «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети».
Во-вторых, эффективность взаимодействия тесно связана с педагогической культурой родителей (в частности, с тоном распоряжения): «Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям: оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание; оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения; оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу; оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении» [6].
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья [7].
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Достижение успеха в жизни - это осознанная цель любого человека, но наполнение содержания индивидуального понимания успешности не всегда отвечает требованиям общества к своим гражданам, особенно характерны разногласия в индивидуальном и социальном понимании успешности для подрастающего поколения.
В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого[9,686]. Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.
В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Американский психотерапевт профессор У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» замечает, что оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру - приобретение опыта успеха в школе. Более того, он убежден: «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». [14, 17-18].
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. [21, c.90] В то же время младшие школьники быстро утомляются, имеют невысокую работоспособность, нуждаются в двигательной активности и по-прежнему не против поиграть. Поэтому важно, чтобы на уроках были учтены и эти особенности младших школьников: чередовались разные виды заданий, сочетались статичные и подвижные действия, игровые и неигровые формы обучения, менялся режим работы и сюжеты урока.[23]
           Затруднения 
в учебе, приводящие к