Цвет и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать особенности взаимосвязи эмоций и цвета и их роль для личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать сущность эмоций и их виды;
выявить этапы развития цветовой символики;
проанализировать психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека;
раскрыть общие закономерности связи основных характеристик цвета с эмоциями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое изучение проблемы цвета в научной литературе…………………………………………………………………………6
1.1. Культурно-исторические аспекты изучения цветовой символики...6
1.2. Психологическое и психофизиологическое воздействие цвета на психику человека ………………………………………………………………..11
1.3. Связь цвета и жизнедеятельности человека …………………….…18
Выводы по 1 разделу……………………………………………………..21
Раздел 2. Теоретическое изучение проблемы эмоций и их взаимосвязи с цветом…………………………………………………………………………..22
2.1. Основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании ………………………………………………………………...……..23
2.2. Взаимосвязь цвета и эмоций ………………………………………..26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая Цвет и эмоции.docx

— 74.38 Кб (Скачать документ)

Древняя символика красок и их интерпретация  в различных культурах находит  свое подтверждение в современных  теориях взаимосвязи цвета и  эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

Сегодня символика цветов широко используется во многих областях знаний. Психологи  установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые  можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку  это — «дорогие» цвета, испокон  веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах  верхнего ценового диапазона очень  распространено сочетание синего или  черного с золотым. Черный цвет позволяет  эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение  самого продукта. Это делается для  того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. 
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта. 
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне [26].

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние  цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические  особенности — пол, возраст, профессию  и т.д. Однако имеются и некоторые  общие характеристики воздействия  цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов)  в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие  бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему  усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому  его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает  работоспособность персонала. Так  что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может  стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче  стиле «небесной синевы».

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную  систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность  и поэтому особенно рекомендуется  для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный  пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в  отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета  к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому  — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную  систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой [26].

Таким образом,  каждый из цветов несет свою эмоциональную  нагрузку, которую необходимо учитывать  при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым  снимают умственное утомление, а  желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется  в комнатах детского труда, розовый  — в сварочном цехе, синий —  в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые  тона в различных сочетаниях и  оттенках. Во время еды предпочтительны  оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько  динамика красок. 

Выводы по 1 разделу

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения  — менялась их трактовка и отношение  к ним, — ядро цветовой символики  оставалось неизменным.

Всякий  отдельно взятый цвет или сочетание  цветов может восприниматься человеком  различно в зависимости от культурно-исторического  контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и  фактуры, от настроенности и культурного  уровня и многих других факторов.

Цвет — не «чистая доска», на которую человек волен записать, все, что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.

Человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ  С ЦВЕТОМ

2.1. Основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании

 

«В  области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых  фактов и осуществлено столько новых  теоретических разработок, что, как  отмечает К. Изард, с полным правом можно  говорить о перевороте в этой сфере. И если мотивирующая роль эмоций по-прежнему не подвергается сомнению (и, более  того, подтверждена новыми данными), то представления о дезорганизующей  и дезадаптивной функции эмоций сменились представлениями об эмоциях  как об одном из основных адаптивных механизмов» [10]. К. Изард утверждает: «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»; все эмоции, - говорит он, обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции.

Когнитивно-оценочная  функция эмоций. Как указывает  В.К. Вилюнас, «независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления... за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) оценивают эмоции». Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций ХХ в. «В советской литературе способность эмоций  оценивать отраженные явления подчеркивается П.К.Анохиным (1964), П.В.Симоновым (1960), С.Х. Раппопортом (1968), А.Н. Леонтьевым (1971) и рядом других авторов» [10].

Связь эмоций с познанием  особо отмечается в современных когнитивных теориях  эмоций. Типичный представитель социально-когнитивного направления Р. Плутчик рассматривает эмоции как адаптивные механизмы, способствующие выживанию индивида на всех уровнях, т.е. эмоция определяется как зафиксированная телесная реакция, соответствующая одному из базовых адаптивных биологических процессов.

Другой  аспект связи эмоций с познанием  подчеркивается в так называемых теориях Я: чем больше познание связано  с сердцевиной Я, тем в большей  степени задействованы эмоции. Когда  образ Я подвергается агрессии со  стороны других людей, человек испытывает страх; когда он ими поддерживается – интерес и радость. Теории Я  подчеркивают важность чувственного опыта.

В ряде современных теорий эмоция рассматривается  как особый тип знания. Р.Бак, цитируя  высказывание Гегеля, «Все, что реально, рационально», выдвигает положение  о том, что на самом деле все, что  реально, - эмоционально; рациональна  лишь последующая лингвистическая  проработка этой реальности. Р.Бак говорит  об «эмоциональных фильтрах», приписывающих  событиям эмоциональное значение; одни из них сформировались в ходе эволюции, другие – в ходе индивидуального  развития. В связи с той исключительной ролью, которую эмоции играют в человеческой жизни, по аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать  с другими людьми), Р.Бак выдвигает  понятие «эмоциональная компетентность», которое он определяет как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Р.Бак указывает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями [5].

Практически в настоящее время общепризнанным является то, что эмоция представляет собой результат оценки людьми своего окружения.

В литературе неоднократно отмечалась функция  эмоций как адаптивного механизма, прежде всего их связь с потребностями.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение  человека к миру и соответствие его  поведения (или того, что с ним  происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его  к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [23].

С адаптивной функцией эмоций тесно связана  их побуждающая функция, на которую  указывал Рубинштейн: «...эмоции или  потребности, переживаемые в форме  эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности [23].

«Из того, что человеческие эмоции отражают потребности, становятся мотивами и  указывают на степень или возможность  удовлетворения потребностей, логически  следует, что они являются для  человека носителями смысла. Как указывает  В.К.Вилюнас, «обе системы терминологии – «эмоциональная» и «смысловая»  – описывают в психологии одни и те же явления и поэтому в  большой степени взаимозаменяемы»» [10].

В области физиологии эмоции наиболее значительным событием последних лет  стало открытие Дж. Леду относительно роли миндалевидного ядра в эмоциональных  процессах. Традиционно считалось, что входные сенсорные сигналы  направляются в таламус, оттуда –  в кору больших полушарий, где  осуществляется их смысловая обработка, и уже из коры больших полушарий  сигналы направляются в лимбический  мозг, откуда подается «команда» на то или иное реагирование. Он обнаружил, что помимо этого существует и  другой путь, напрямую соединяющий  таламус миндалевидным ядром. Наличие  этого более прямого и короткого  пути позволяет миндалевидному ядру получать часть входных сигналов непосредственно от органов чувств и начинать реагировать ещё до того, как сигналы полностью обработаны корой больших полушарий.

Это означает, что детерминируя эмоциональные  реакции, миндалевидное ядро не зависит  полностью от неокортекса. Оно может  побуждать нас к действию, пока чуть более медленный – но полнее информированный – неокортекс вырабатывает свой более тщательный план реагирования. В миндалевидном ядре могут сохраняться воспоминания и реакции, которые человек реализует, не понимая, почему он это делает, но это происходит, потому что они сформировались помимо неокортекса. Эмоциональная реакция опережает когнитивную, так что бессознательное «предъявляет нашему сознанию не сущность того, что мы видим, но наше мнение об этом. Наши эмоции имеют свой собственный разум, который может функционировать независимо от нашего рационального разума» [5].

Скорость  созревания мозговых структур в ходе онтогенеза различна. К моменту рождения миндалевидное ядро почти полностью  сформировано, тогда как гиппокамп, «ответственный» за запоминание  информации, и кора больших полушарий, «ответственная» за логическое мышление, развиты далеко не полностью.

Поскольку самые ранние эмоциональные воспоминания фиксируются еще до того, как ребенок  овладел речью, то, когда они воспроизводятся  в более поздней жизни, человек  не может осмысленно выразить свои собственные реакции. Человек может  испытывать сильные чувства, не имея слов для их описания и воспоминаний об их происхождении.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что эмоциональная реакция часто предшествует рациональной, указывая на значение данного события для человека.

 

2.2. Взаимосвязь цвета и эмоций

 

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел  от горя; покраснел от гнева, позеленел  от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные  переживания человека, со способным  выразить их цветом. Первым фактом, с  которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции [7].

Информация о работе Цвет и эмоции