Цвет и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать особенности взаимосвязи эмоций и цвета и их роль для личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать сущность эмоций и их виды;
выявить этапы развития цветовой символики;
проанализировать психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека;
раскрыть общие закономерности связи основных характеристик цвета с эмоциями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое изучение проблемы цвета в научной литературе…………………………………………………………………………6
1.1. Культурно-исторические аспекты изучения цветовой символики...6
1.2. Психологическое и психофизиологическое воздействие цвета на психику человека ………………………………………………………………..11
1.3. Связь цвета и жизнедеятельности человека …………………….…18
Выводы по 1 разделу……………………………………………………..21
Раздел 2. Теоретическое изучение проблемы эмоций и их взаимосвязи с цветом…………………………………………………………………………..22
2.1. Основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании ………………………………………………………………...……..23
2.2. Взаимосвязь цвета и эмоций ………………………………………..26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая Цвет и эмоции.docx

— 74.38 Кб (Скачать документ)

Что касается современного изучения данной проблематики, то соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.  Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

 

 

 

1.2. Психологическое и психофизиологическое воздействие цвета на психику человека

 

Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен  и сам цвет. В первобытные времена  и в древности окраска служила  для выделения некоторых вещей  из природной среды – тем самым  на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы  и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные  камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки  и яркое убранство жилища –  чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие  цвета было очень хорошо освоено  и активно использовалось с древнейших времен.

Научная проблема психологического воздействия цвета  возникает в тот момент, когда  распадается единство индивидуума  и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды  задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях  сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве  явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется  и запутывается, возникает потребность  выяснить и зафиксировать связи  в системе «человек-цвет».

В ХХ в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный  характер. Человек стал рассматриваться  как комплекс ряда функциональных систем. Воздействуя на организм цветом, при  помощи приборов фиксируют реакции  отдельных систем. Так было определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для  зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает [6].

Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и  эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может  восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического  контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и  фактуры, от настроенности и культурного  уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между  цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными – пишет Л.Н. Миронова [12].

Все спектральные цвета тем или иным образом  влияют на функциональные системы человека.

Деятельность  органа зрения может возбуждать различные  органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.

Интересное явление  представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут  также вызывать воспоминания и связанные  с ними эмоции, образы, психические  состояния. Все это называют цветовыми  ассоциациями. Цветовые ассоциации можно  подразделить на несколько больших  групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.

Физические ассоциации:

а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)

б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)

в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)

г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)

д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)

Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)

б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)

в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)

Почти любое прилагательное нашей речи  соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о  чрезвычайной широте и универсальности  цветовых ассоциаций, об исключительно  важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.

Путь образования  цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с  предметом или явлением, постоянно  окрашенным в данный цвет.

Различные цвета  обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие  качества ассоциаций. К качествам  могут быть отнесены:

а) однозначность  ощущения;

б) интенсивность  ощущения;

в) устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных  свойств цветов, так и от свойств  воспринимающего субъекта.

К объективным  свойствам цвета относятся его  чистота, светлота (яркость), форма цветового  пятна, место и значение его  в  визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые  и индивидуальные. К первым отнесем  национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую  принадлежность. Ко вторым относятся  возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта [12].

Многочисленные  исследования (М.Сент-Джордж, Б.Райт, Л.Рейнватер, А.Купле, Р.Франсэ и др.), а также  высказывания  художников и поэтов позволяют сделать некоторые  выводы относительно связи объективных  свойств цвета с реакциями, которые  они вызывают.

  1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
  2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
  3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические.
  4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств.
  5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. (Объясняется двойственностью их природы).
  6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций).

Перечисление  всех вероятных факторов, определяющих цветовые предпочтения людей, заняло бы достаточно много места. Часть из них связано с культурными  обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями  человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя. Не исключено  выделение и другого рода подобных факторов. Так, например, Л.П. Урванцев (1981) [25] выделяет пять факторов: утомление и адаптация; размеры цветового образца; принцип аффективного контраста; фон, на котором предъявляется цветовой образец; насыщенность и яркость. Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, три из пяти перечисленных факторов связаны с энергетическими свойствами цвета.

По  данным многомерного анализа цветовых предпочтений психически здоровых испытуемых, проведенного А.Н. Румянцевой (1986), их цветовые симпатии определялись, как минимум, двумя факторами: эмоциональной  оценкой цвета, как определенной «неразложимой» целостности и осознаваемой или неосознаваемой эмоциональной оценкой цветовых ассоциаций. Несмотря на несколько неудачную формулировку, выделенные А.Н. Румянцевой факторы также оказались связанными с двумя сторонами цветового воздействия — энергетической и информационной [5].

Авторами  цветового теста отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом (1984; 1985) [2] на основе экспериментальных данных, полученных при изучении эмоционально-личностного значения цветов с помощью методики личностного семантического дифференциала (ЛСД), делается вывод о возможности описания цветов в терминах семантического дифференциала Ч. Осгуда (1957). Каждый цвет (из 8-ми цветового варианта теста М. Люшера) имеет определенное сочетание оценок по факторам силы (Р) и активности (А), по которым его можно дифференцировать. Разброс значений факторов оказался для этого достаточным. В то же время, различия по фактору оценки (Е) были значительно меньшими.

Ч. Осгуд (1957) [16], изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору «А», практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору «А» отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки цветов по фактору «Р» оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета как насыщенность. В нашем исследовании (1991) также подтверждена ведущая роль факторов «Р» и «А» семантического дифференциала Осгуда в организации семантического пространства цветовых стимулов у здоровых и психически больных испытуемых, а также выявлена зависимость между оценками цвета по данным факторам и его предпочитаем остью испытуемыми.

Результаты  данных экспериментальных работ  дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним  из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную  нужду его Центральной нервной  системы в энергетическом воздействии  цвета.

Было  выявлено, что показатель активации  ЦНС (уровень биоэлектрической активности — УБА) достоверно связан с предпочтением  определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось  предпочтение фиолетового, красного и  желтого цветов, тогда как при  торможении, наоборот, эти цвета  отвергались. В целом, низкому УБА  соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над  сине-зеленой, а для высокого УБА  наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция  проявилась в диапазоне альфа  ритма. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают  свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы [5].

Подобный  вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных  слоев и групп населения.

Клинические наблюдения цветового воздействия  на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие  психофизические и психофизиологические характеристики: 
1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС). 
2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др. 
4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.

С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение  превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над  потребностью в активности, росте  и развитии, которая доминирует у детей.

Л.Н. Миронова (1984) [12], анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

 

 

1.3. Связь цвета и жизнедеятельности человека

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали  особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних  мифах, народных преданиях, сказках, различных  религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные  в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали  не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе  одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших  дней.

Информация о работе Цвет и эмоции