Чувства и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:24, реферат

Описание

В моей работе по теме “Чувства и их виды” рассмотрены проблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания, прослеживается, когда закладываются основы нравственности, а так же прослеживается, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Виды чувств…………………………………………………….........4
Формирование высших чувств……………………………………..9
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Чувства и их виды (Автосохраненный).docx

— 45.52 Кб (Скачать документ)

   Таким образом, на протяжении дошкольного  детства происходят важные изменения  в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

   Поступая  в школу, ребенок приобретает  не только новые обязанности, но и  новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены  семьи, имеет свое настоящее, ответственное  дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д. 

   15

   Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и  много тревожных чувств: “Что будет  в школе? Какая будет учительница?”

   В школе  происходит дальнейшее совершенствование  эстетических чувств и вкусов. В  период младшего школьного возраста создаются благоприятные  условия  для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.

   Исследования  психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том, что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению,

они с удовольствием  исполняют те песни, в которых могут выразить своё  отношение к окружающим. 

   Формирование  эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной  деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

   Эстетические  чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров.

   16

   В школе уже больше внимания уже  уделяется сложным наукам, поэтому  в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели  (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные же-

стким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей.

   Широкое внедрение в жизнь каждой семьи  радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

   Глубокие  изменения происходят у детей  и в сфере нравственных чувств.

   Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя.

   Чувство товарищества рождает чувство ответственности  за себя и за других,

заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие  школьники с боль-

17

шой ответственностью и трогательной заботливостью готовят  малышам игрушки к празднику и другое.

   Дети  уже могут испытывать высокие  нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.

   Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации  их

   деятельности, в первую очередь учебной.

   Обучение, построенное на активной, разнообразной  мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений.

   Интеллектуальные  чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.

   Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы.

   Рассматривая  подростковый возраст, как следующую  ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.

   Подростковый  возраст – один из этапов формирования личности.

   18

 Центральной  проблемой всякой психологии  должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу кто ты.

   Для подростка характерно эмоционально окрашенное стремление активно участвовать  в жизни коллектива. Дети общаются: их отношения строятся на кодексе полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Мнение

коллектива  сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей. В  общении осуществляется отношение  к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система  моральных ценностей.

   Одной из важных особенностей подросткового  возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, система одиночных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении.  Если младший школьник действует по указанию старших, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

   Нравственные  убеждения возникают и оформляются  только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.

   Убеждения – это и мысль, и чувство, и  воля, это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны  с глубоким переживанием их истинности.

   Убеждения – это своеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам. Убеждения определяют требования развивающейся личности к себе и всю систему поведения и взаимоотношений с окружающими.

   “В  убеждении находит свое возражение более широкий жизненный опыт

   19

школьника, проанализированный и обобщенный, с  точки зрения нравственных норм, и  убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников”.

   Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.

   Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка, разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.

   С изменением положения ребенка среди  сверстников и взрослых, которое 

связано с его приходом в школу, перестраиваются  его чувства и отношения, как к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и приобретают большую системность прежде испытанные чувства.

   Формирование  высших чувств – познавательных, нравственных эстетических – требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.

   Воспитание, направленное только на совершенствование  одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   20 

   Заключение. 

   Задача  эстетического воспитания состоит  в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.

   Задача  нравственного воспитания состоит  не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а так же стремления к нравственному совершенствованию. Трудно установить какие–либо пределы этому совершенствованию. Это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство  и каждая отдельная личность обязаны определить тот минимум нравственности, без которого не может существовать полноценная личность и полноценное общество.

   Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов.

   Исключительная  роль семьи в формировании высших чувств заключается в том, что  именно в ней ребенок получает первые элементарные представления  о красоте, аккуратности и чистоте. Именно в ней  будущие граждане получают первые уроки жизни, приобретаются  навыки общественного поведения, здесь  закладываются основы мировоззрения.

   Если  семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа –  второй и не менее важный этап. В  этом возрасте у ребенка формируются  эстетические чувства и вкусы, а  помочь ему в этом могут систематические  занятия, которые проводятся в детском  саду и школе. Через школу проходит все подрастающее поколение. Притом в таком возрасте, когда у него формируются мировоззрение, нравственное сознание, трудовые навыки, эстетические вкусы. Школа должна закладывать основы самовоспитания, пробуждать интерес к постоянному совершенствованию. Именно в школьном возрасте возникает стремление к само-

   21

оценке, самоопределению, появляются возвышенные и конкретные идеалы.

Воспитание –  дело трудное, но свое бессилие, промахи  не стоит выдавать за ненужность  воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Чувства и их виды