Чувства и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:24, реферат

Описание

В моей работе по теме “Чувства и их виды” рассмотрены проблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания, прослеживается, когда закладываются основы нравственности, а так же прослеживается, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Виды чувств…………………………………………………….........4
Формирование высших чувств……………………………………..9
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Чувства и их виды (Автосохраненный).docx

— 45.52 Кб (Скачать документ)

Брянская  государственная

инженерно – технологическая  академия 
 
 
 
 

Кафедра « Инженерная психология, педагогика и право»

Дисциплина  «Психология и педагогика» 
 
 

Реферат.

Тема:

«Чувства  и их виды» 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил: 

Научный руководитель: 
 

  Брянск,2009 

Содержание:

                                                                                                                                                                                     C. 
 

Введение………………………………………………………………...3

  1. Виды чувств…………………………………………………….........4
  2. Формирование высших чувств……………………………………..9

Заключение…………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………23

 

Введение. 

   В  моей работе по теме  “Чувства и их виды”  рассмотрены проблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания, прослеживается, когда закладываются  основы нравственности, а так же прослеживается, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

     Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

   При нравтсвенном воспитании развиваются  такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания “полноценного ”человека.

   Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

   Главной целью моего реферата является определить тот минимум нравственности, без которого не может существовать полноценная личность и полноценное общество, выявить факторы, от которых зависит становление морального мира личности. Более подробное изучение данной темы помогает понять мысли и убеждения человека, а также понять его внутренний мир. Чувства черезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Поэтому необходимо рассмотреть классификацию чувств и их формирование у человека. Очень важным является и то, что способствует формированию чувств человека. 
 
 

   3

   Виды  чувств. 

   При наблюдении восхода солнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникший вопрос - наряду с разными формами познавательной деятельности,  проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

   Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются  в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли.

   Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.  Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

   Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас  самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

   Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны  как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны

   Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний и формирования новых чувств.

   С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности 

   4

можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую  чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировозренческие чувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны  с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориями ценностей.

   Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к  объекту выделяются страсти и  увлечения.

   Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти, предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.

   Когда человек сегодня страстно стремится  к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.

   Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или 

   5

неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств. Практические или праксические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.

   Усложнение  деятельности, привнесение в нее  творческого начала порождает отклик на сам процесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяют в отдельный вид в сфере практических чувств. 

   Особую  группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

   Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное  отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

   К моральным  чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

   Среди моральных чувств особо следует  выделить чувство товарищества и  дружбы, чувство долга и совести.

   Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.

6 

   Чувство долга может проявляться и  в повседневной жизни. Например, чув-

ство  долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами.

   Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

   Интеллектуальные  чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам  интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека  и постоянно сопровождают ее.

   Осуществляемая  познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.

     И.П. Павлов подчеркивал, что  для плодотворной мысли надо  постоянно сомневаться и проверять  себя. Чувство уверенности рождается  от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

   К интеллектуальным чувствам относятся  и чувства юмора и иронии, в  которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

   7

   Чувство юмора испытывают к явлению или  лицу, которое с одной стороны,

расценивается  положительно и вызывают добродушный  смех. Чувство юмора типично для  людей добродушных, любящих жизнь  и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и  слабости.

   Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. В иронии действительное расценивается с позиций идеального.

   К интеллектуальным чувствам относится  и чувство нового – мотивов  поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.

   Эстетические  чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.

   Эстетические  чувства возникают не только при  восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.

   Таким образом,  предложенное деление чувств на отдельные виды является до некоторой  степени условным, так как в  переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга. 

Информация о работе Чувства и их виды