Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:06, реферат

Описание

В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

Содержание

Сущность понятий «социальные ценности» и «личностные ценности».
Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения.
«Двойственное» положение и функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.).
«Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

4.Девиантное развитие(некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Следовательно, ценности рассматриваются  как один из элементов «социальной составляющей» процесса социального познания.

Практически тождественным  понятию личной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей в мотивационно-потребностную сферу (т.е. связанной непосредственно с регулированием социального поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности.

Ценностные ориентации  это система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением человека к ценностям. Им свойственны осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность отношений человека к окружающему миру.

Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценности ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Такие функции ценностных ориентации, как отражение и защиту идеала человека, целеполагания жизнедеятельности, ведущих принципов жизни. Кроме того, ценностные ориентации могут быть критерием выбора из альтернативных способов действий, выступать детерминантным принятием решения. С точки зрения  В.Г.Алексеевой, ценностные ориентации являются определенной формой включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Следовательно, ценности могут быть и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, то есть ценности выполняют двойную функцию, что обусловлено, по мнению  Ю.А.Шерковина, двойственным характером системы ценностей, определяемым одновременно индивидуальным и социальным опытом. «Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде как мотивы деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, которые вошли в его личностную структуру». Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Этот взгляд на природу ценностей может быть определен как некое активное взаимодействие личности и общества, личности и мира, как произведенное лицом отношение к миру и всему тому, что его составляет. С.Л.Рубинштейн: «Ценность  это значимость для человека чего-то в мире.

Ценность, то есть значимость, как необходимое производное  от соотношения мира и человека «...Диалектика ценностей как выражение небезразлична человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни». «Ценностные ориентации  это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» , определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: Ценностные ориентации интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные  сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого  в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей. В связи с тем, что ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, нам кажется, что выбор цели нашего исследования не требует дальнейших обсуждений.

«Двойственное» положение и  функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.

 

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я..,Наумова Н.Ф.) и вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)

Ценностные ориентации формируются  на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном [8; c. 130-160].

С.Л. Рубинштейн говорил, что  ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую  ценностную функцию - функцию ориентира  повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся  в общественно значимых делах и поступках [8; с. 148].

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает  важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей  складывается в процессе деятельностного  распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных  в произведениях материальной и  духовной культуры. Как правило, для  личностных ценностей характерна высокая  осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и  служат важным фактором социальной регуляции  взаимоотношения людей и поведения индивида .

Что же такое ценностные ориентации? “Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным  опытом индивида, всей совокупностью  его переживаний и отграничивающие  значимое, существенное для данного  человека от незначимого несущественного .

В социальной психологии понятие  “Ценностные ориентации” используется в двух значениях, как: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом  действительности и ориентации в  ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Формируются при  усвоении социального опыта и  обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается  в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение  индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» .

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются  в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны  лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления  ценностных ориентаций учащихся, как  показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два  основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое  характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру .

Исходя из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое  развитие как смену этапов овладения  предметной деятельностью и деятельностью  общения, можно сделать вывод, что  ценностные ориентации, усваиваемые  в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность.

 

 

«Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.

 

Наиболее разработанной  на сегодняшний момент считается  структура ценностей, рассматриваемая  в «теории универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски. Рассмотрим эту структуру и определим место и роль толерантности в ней.

 Толерантность в структуре  ценностей Ш.Шварца

 Универсализм. Мотивационная  цель- понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Можно сказать, что реализация мотивационной цели этого блока обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей. Конформность. МЦ -ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы. Эта МЦ выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми. Достижение. МЦ -достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения. Саморегуляция. МЦ - независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым. Традиция. МЦ - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражение уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

 Власть. МЦ - достижение  социального статуса, престижа  и господства над людьми (как  достижение господства в пределах  общей социальной системы).2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). МЦ - новизна и состязание в жизни,  необходимые для поддержания  оптимального уровня активности  организма.9. Благосклонность (заботливость). МЦ-поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения (как следствие ингруппового фаворитизма и потребности в аффиляции).Безопасность. МЦ -стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.3. Гедонизм. МЦ-удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью (как удовлетворение биологических потребностей).

Основываясь на большом литературном материале, Ш.Шварц и У.Билски обрисовывают основные ценности (так называемые «мотивационные типы»). В их структуре  ценностей каждому мотивационному типу соответствует определенная доминирующая мотивационная цель (МЦ). При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

- потребностей индивидов  как биологических организмов;

- потребностей в координировании  социального взаимодействия;

- потребностей, связанных  с выживанием и благосостоянием  социальных групп.

Эти три универсальные  потребности удовлетворяются в  той или иной мере при реализации десяти различных мотивационных  типов, которые образуются определенными  ценностями личности.

Как видно, в системе Ш.Шварца терпимость представлена как универсальная  ценность, связанная с удовлетворением  всех базальных потребностей человека. Это придает ей системообразующий  интегральный характер. Терпимость важна  не только потому, что она обеспечивает физическое выживание индивида как  биологического организма, не только потому, что обеспечивает выживание самой  социальной группы, к которой принадлежит  этот индивид, но в первую очередь  потому, что обеспечивает оптимальные  межгрупповые и межличностные отношения  и в целом координацию социального  взаимодействия.

По мнению М.Рокича, все  люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени. Если это так, то правомерно утверждать, что толерантность как ценность присуща человеческой психике изначально, ее не нужно формировать заново, необходимо лишь устранять те препятствия, которые, накапливаясь в процессе индивидуального  опыта, мешают ей проявляться. В качестве препятствий, мешающих проявлению толерантности, как правило, могут выступать собственные же ценности человека «первого порядка». Все ценности личности находятся в отношениях либо совместимости, либо противоречия. В конечном счете, отношения между ценностями определяют не только схему поведения человека, но и в общем всю стратегию его поведения. Исходя из этого Ш.Шварц и У.Билски выделяют следующую типологию противоречий между ценностями:

Информация о работе Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека