Биоритмология сна: нейрофизиологические и психологические аспекты.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:49, курсовая работа

Описание

Итак, объектом работы являются биологические основы сна. Предмет – закономерности протекания сна. Цель курсовой работы: изучение биологических и психологических аспектов сна. Для достижения цели потребуется решение следующих задач:
Поиск и отбор научной литературы по теме
Изучить биологические ритмы, как основу сна
Познакомиться с методами исследования сна и полученными в ходе таких исследований результатами
Исследовать психологические аспекты сна и особенности переработки информации во сне у человека

Содержание

Введение 3
Глава 1. Биоритмологические основы сна. 5
1.1 Понятие «биологические часы». 5
1.2 Теории сна. 6
Глава 2. Нейрофизиологические основы сна. 8
2.1 Понятие «сон». Структура сна. 8
2.2 Психическая активность на различных стадиях сна. 11
Глава 3. Психологические аспекты сна. 13
3.1Теории сновидения. 14
3.2 Источники сновидения 17
3.3 Особенности памяти в сновидении. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

материал про сон.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     2.2 Психическая активность на различных стадиях сна.

     При засыпании происходит утрата волевого контроля за мыслями, затем появляется неуверенность в окружающей обстановке, нарушается контакт с реальностью. Такое состояние способствует появлению  регрессивного типа мышления, которое характеризуется наличием единичных впечатлений, бессмысленных образов, отрывочных зрительных сцен, неадекватных фантастических представлений и расхождением зрительных образов с направлением мышления. Яркие зрительные образы, появляющиеся во время засыпания, называют гипнагогическими галлюцинациями. От сновидений они отличаются фрагментарностью, это больше картинки, тогда как сновидение представляет собой протяженный во времени «кинофильм».

     В медленном сне психическая активность часто не осознаваема; в отличие от быстрого сна она менее ярка и длительна, более концептуальна и скорее напоминает воспоминания или мысли, чем сновидения. Часто именно периоду медленного сна приписывается видение кошмаров и сноговорение.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     С. Хартман приводит перечень возможных функций быстрого сна, чтобы определить его биологическое значение [3]:

  • Нейтрализация токсинов, накопившихся во время деятельности;
  • Генерация импульсов, стимулирующих развитие мозга;
  • Восстановление функциональной организации рабочих механизмов мозга, угнетенных в течение медленного сна;
  • Подготовка к переходу в состояние бодрствования;
  • Освобождение от накопившейся необработанной информации;
  • Передача сообщения из оперативной памяти в долговременную;
  • Организация сновидений и текущей адаптации организма к условиям среды [цит. по №1, стр. 198].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Психологические аспекты сна.

     Когда речь идет о сне, подразумевается  наличие не только физиологической  его части, но и участие психики, выраженное в образовании сновидений. Сновидение – бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями [цит. по №3, стр. 3]. В историческом плане толкование сновидений развивалось в следующей последовательности: магический (непсихологический) подход – рассматривал сновидение как магическое явление; органический подход – объяснение феномена сновидения телесными причинами; психологический подход – попытка обнаружить причины психической деятельности, в том числе и сновидений.

     Народы  древности полагали, что сновидения стоят в связи с миром сверхчеловеческих существ и приносят откровения с их стороны. Они думали, что сновидения представляют собой модель ближайшего будущего, являются предсказаниями.

     Аристотель  рассматривает сновидение уже как объект психологии. По его мнению, сновидение имеет не божественное происхождение, а дьявольское, так как природа скорее демонична, чем божественна. Сновидение вовсе не возникает из сверхъестественного откровения, а является результатом законов человеческого духа, родственного божеству. Сновидение определяется как душевная деятельность спящего, покуда он спит [цит. по № 5]

     Связь сновидения и бодрствования также  была предметов дискуссий различных  исследователей.

     По  мнению Гаффнера,  сновидение служит продолжением бодрственного состояния <…> сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Вейгандт прямо противоречит вышеупомянутому утверждению Бурдаха: "Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее". Мори говорит в своей лаконической формуле: "Мы видим во сне то, что мы видели, говорили, желали или делали наяву". Иессен высказывается более подробно: "Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и фактами предшествующей жизни" [цит. по № 5].

     На  основании этих мнений можно заключить, что сновидение и бодрствование непосредственно связаны друг с другом. 

     3.1 Теории сновидения.

     З. Фрейд выделяет три группы теорий [цит. по № 5]:

     1. Теории, признающие, что в сновидении  продолжается полностью вся психическая  деятельность бодрственного состояния. 

     Представителем этих теорий является Дельбеф. Здесь душа не спит; ее механизм остается в неприкосновенности, но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования, душа при нормальном функционировании, естественно, дает другие результаты, чем в бодрственном состоянии. Эти теории заставляют задаться вопросом, могут ли они вывести различие сна от мышления исключительно из условия состояния сна. Кроме того, они не касаются функций сновидения; они не говорят о том, зачем человеку снится, почему продолжает работать сложный механизм душевного аппарата, когда помещается в условия, по-видимому, для него подходящие. Единственно целесообразными реакциями остаются сон без сновидений или пробуждение при нарушающих сон раздражениях вместо третьей реакции - реакции в виде сновидения.

  1. Теории, признающие, напротив того, понижение психической деятельности в сновидении, - ослабление ассоциаций и оскудение перерабатываемого материала.

     Согласно  этим теориям должна быть дана совершенно другая психологическая характеристика сна, отличная от теории Дельбефа. Сон  простирается далеко за пределы души, он состоит не только в отделении  души от внешнего мира, но проникает, наоборот, в ее механизм и на время приводит его в негодность. Допуская сравнение с психиатрическим материалом, можно сказать, что первая теория конструирует сновидение в виде паранойи, а вторая рисует его в форме слабоумия.

  1. К третьей группе относятся те теории сновидения, которые приписывают грезящей душе способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии либо совсем не способна, либо способна в очень незначительной степени. Из проявления этих способностей проистекает во всяком случае полезная функция сновидения.
 

     С господствующей теорией сновидения, которая видит в нем "материальный процесс", связано чрезвычайно  интересное объяснение сновидения, высказанное  в 1866 г. Робертом, и чрезвычайно эффективное, так как оно признает в сновидениях наличность определенной функции, полезного результата. Роберт в основу своей теория кладет два наблюдаемых им факта, на которых мы останавливались при оценке материала сновидения, а именно то, что человеку снятся часто второстепенные впечатления дня и чрезвычайно редко - значительные и интересные. Роберт считает безусловно правильным следующее положение: возбудителями сновидения никогда не становятся мысли, продуманные до конца, а всегда лишь те, которые, так сказать, копошатся в голове или незаметно или бегло проходят мимо рассудка. "Поэтому-то в большинстве случаев и нельзя истолковывать сновидения, так как причинами его являются чувственные впечатления прошедшего дня, не доведенные до полного сознания спящего". Условием, чтобы впечатление проникло в сновидение, служит либо то, что впечатление было нарушено в своей обработке, либо то, что оно было достаточно ничтожным для такой обработки.

     По  мнению Роберта, сновидение представляется "физическим процессом выделения, достигающим в своей душевной реакции сознания". Сновидения - это выделения мыслей, подавленных в зародыше. "Человек, у которого была бы отнята способность грезить, должен был бы сойти с ума, так как в его мозгу скопилось бы множество непродуманных мыслей и беглых впечатлений, под бременем которых могло бы угаснуть то, что должно было бы внедриться в память в виде готового целого". Сновидение служит перегруженному мозгу своего рода предохранительным вентилем. Сновидения обладают спасительной, разгружающей силой [цит. по № 5].

     Освежающую  и целительную деятельность сновидения изображает еще ярче Пуркинье: "Особенно ревностно выполняют эти функции  продуктивные сновидения. Это легкая игра воображения, не имеющая никакой связи с событиями дня. Душа не хочет продолжать напряженной деятельности бодрственной жизни, а хочет отрешиться от нее, отдохнуть. Она вызывает состояния, противоположные тем, какие мы испытываем в бодрственном состоянии. Она исцеляет печаль радостью, заботы надеждами и светлыми образами, ненависть любовью и дружбой, страх мужеством и уверенностью; сомнения она разгоняет убежденностью и твердою верой, тщетное ожидание - осуществлением мечты. Сон исцеляет раны души, открытые в течение целого дня; он закрывает их и предохраняет их от нового раздражения. На этом покоится отчасти целительное действие времени".

     Что же, однако, снится человеку? Делаж говорит, что материал наших сновидений состоит  из отрывков и остатков впечатлений  последних дней. Образы в сновидениях  проистекают от впечатлений, которые, по всей вероятности, сильнее коснулись нашей души, чем нашего разума, или от которых наше внимание отклонилось очень скоро после их появления. Чем менее сознательны и при том чем сильнее впечатления, тем больше шансов, что они будут играть видную роль в сновидении. Делаж различает две категории впечатлений, второстепенные и незаконченные, и выводит отсюда  заключение, что впечатления входят в сновидение не потому, что они безразличны, а именно потому, что они не закончены. Еще больше шансов на роль в сновидении, чем слабые и почти незаметные впечатления, имеет сильное переживание, которое случайно парализуется в своей обработке или же умышленно отодвигается на задний план. Психическая энергия, питаемая в течение дня подавлением и парализованием впечатлений, становится ночью движущей силой сновидения. В сновидении проявляется психически подавленное. Аналогично высказывается и писатель Анатоль Франс ("Красная линия"): "То, что видим ночью, - это жалкие остатки дневных впечатлении. Те, кем мы пренебрегли днем, во сне берут реванш, то, что мы презирали, - становится важным". 

     3.2 Источником сновидения может быть:

     а) свежее и психически ценное переживание, непосредственно передаваемое в  сновидении.

     б) несколько свежих значительных переживаний, соединенных сновидением в одно целое.

     в) одно или несколько свежих значительных переживаний, заступаемых в сновидении одновременным, но зато безразличным переживанием. 

     г) внутреннее значительное переживание (впечатление, мысль), которое затем  замещается постоянно в сновидении свежим, но безразличным сновидением.  

     По  мнению исследователей, источники сновидений можно разбить на четыре группы, которыми пользуются и для классификации самих сновидений  [цит. по № 5]:

  1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

           Штрюмпель и Вундт полагают, что душа по отношению к таким раздражениям находится в условиях образования иллюзий - чувственное раздражение правильно распознается, истолковывается нами, то есть включается в группу воспоминаний, к которой относится на основании всех предшествующих переживаний. Если же этих условий нет, то мы искажаем в нашем представлении объект, от которого проистекает впечатление и на основании его строим иллюзию.

  1. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

           Здесь можно упомянуть  уже известный факт возникновения гипнагогических галлюцинаций.

     3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение.

     Развившиеся расстройства внутренних органов у  целого ряда лиц служат возбудителями  сновидений. Многие указывают на частые кошмары у страдающих сердечными или легочными болезнями, это подчеркивается многочисленными авторами. Некоторые из них полагают, что существует несомненная связь между заболеванием того или иного органа и содержанием сновидений. Например, сновидения сердечных больных обычно весьма непродолжительны и заканчиваются кошмарными пробуждениями; почти всегда в них видную роль играет смерть при самых мучительных обстоятельствах. Легочным больным снится удушение, давка, бегство. При расстройствах пищеварения спящему снится еда, рвота.

     М. Симон пытался вывести из сравнения целого ряда аналогичных сновидений некоторые законы о влиянии органических раздражении на сновидения. Он говорит : "Когда во сне какой-либо орган, в нормальном состоянии участвующий в проявлении эффекта, почему-либо находится в состоянии возбуждения, в которое повергается обычно при этом эффекте, то возникающее при этом сновидение будет содержать представление, сопряженное с этим эффектом". Другое правило гласит: "Если какой-либо орган находится во сне в состоянии активной деятельности, возбуждения или расстройства, то сновидение будет содержать представление, сопряженное с проявлением органической функции, присущей данному органу".

Информация о работе Биоритмология сна: нейрофизиологические и психологические аспекты.