Базовые потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:33, реферат

Описание

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».
Цель данной работы выражается в раскрытие темы "потребности человека". Для этого дадим четкое понятие этому термину, рассмотрим классификацию потребностей, а также проанализируем их характеристику.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
§1. Понятие и природа «Базовых потребностей человека» ………..5
§2. Классификация потребностей …………………………………....11
§3. Характеристика базовых потребностей …………………………15
Заключение ……………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….19

Работа состоит из  1 файл

РЕфеРАт Базовые потребности.docx

— 40.65 Кб (Скачать документ)

                    ПЛАН  РАБОТЫ:

 

Введение   ………………………………………………………………..3

§1. Понятие и природа «Базовых потребностей человека»   ………..5

§2.  Классификация потребностей   …………………………………....11

§3. Характеристика базовых потребностей   …………………………15

Заключение   ……………………………………………………………17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ   …………….19    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена  теме "Базовые потребности человека"
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Базовые потребности человека". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Базовые потребности человека" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Наличие потребностей свидетельствует о том, что человек испытывает нужду в чем-то, что находится вне него, - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.  
Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.  
Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные – материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке – с другой. 

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Цель данной работы выражается в раскрытие темы "потребности человека". Для этого дадим  четкое понятие этому термину, рассмотрим классификацию  потребностей, а также проанализируем  их характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.  Понятие и природа «Базовых потребностей человека»

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений –  это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Всё создаваемое  обществом разнообразие товаров  и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю  цивилизации с её экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить  как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и  отдельных лиц, и человеческих сообществ  – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у  мыслителей древности появилось  желание понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать  и пытаться ими управлять.  
Ничто не происходит без причин. В основе любой деятельности человека лежит какая-то потребность. Она является движущей силой, определяющей поступки человека во всех ситуациях. В том числе и в ситуациях, связанных с процессом потребления.

Как утверждал венский  психиатр  З. Фрейда (1856-1939), человек  активен в результате того, что  у него выявляются инстинктивные  побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой  инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут  обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает  на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или  влечения “цензуре”, что вынуждает  человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные  влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни  личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в  сферу подсознательного, уходят в  подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы подсознательного продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты деятельности человека.  
Человек – двойствен по своей природе существо. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, перемещаться. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других, развиваться как личность, самореализовываться. Причём каждый человек не просто ощущает объективную неудовлетворённость относительно каких-то важных аспектов поддержания биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и сам в процессе саморазвития порождает свои новые потребности. Скажем, хорошее образование делает нас более требовательными к качеству общения, а приобретённая сложная профессия создаёт потребность творческой реализации в труде. Получение более высоких доходов вызывает потребность в повышении качества жизни, а первые самостоятельные достижения – потребность в уважении и признании окружающих.  
Когда человек потребляет предмет своей потребности, его нужда удовлетворяется. Неудовлетворение потребности всегда приводит к болезненным результатам: если это потребность естественная, то нарушается биологический баланс организма, что может закончиться гибелью; если потребность социальная – человек может переживать состояние душевного напряжения, изменяется его поведение, сознание, ценностные ориентации и он становится подавленным, неконтактным или, напротив, агрессивно опасным для окружающих. Большое число людей с неудовлетворёнными конкретными социальными потребностями могут представлять опасность для общества, поскольку склонны объединяться в массы и толпы, где нередко становятся агрессивными и податливыми воле популистских (политически безответственным, но привлекательным) лидерам. Итак, потребности человека побуждают его к активности. Однако она может быть различной. Скажем, голодный может украсть пищу, попросить милостыню или же заработать. В зависимости от того, насколько приемлемыми для общества средствами человек удовлетворяет свои потребности, определяется уровень его личностной социализации и культуры. Если он использует опасные или противозаконные средства удовлетворения своих потребностей (а это не одно и тоже), общество стремиться наказать его или даже изолировать от остальных.  
Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Например, сейчас, в эпоху НТР, техника, орудия труда, средства перемещения, бытовые приборы морально устаревают быстрее, чем наступает их физический износ, т.е. потребность в новых, усовершенствованных предметах и услугах постоянно развивается. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс, но и мода.  
Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.  
Проанализировав основные аспекты, связанные с природой человеческих потребностей, можно, наконец, дать определение. Под потребностью понимается целый ряд феноменов: Потребность – это объективная нужда, необходимое условие жизнедеятельности человека или социальной общности;  
Потребность – отражение этой нужды в сознании человека или социальной общности;  
Потребность – это связь между объективной нуждой и её отражение в сознании человека или социальной общности;  
Потребность – это диалектическое единство объективной нужды и её отражения в сознании и связи между нуждой и её отражением.  
Таким образом, потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Потребности личности выступают источником её активности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.  
Картину возникновения и проявления потребности покажем на простом примере. С наступлением зимы каждый человек должен позаботиться о приведения в порядок теплой одежды или о приобретении новой. Это означает, что зависимость человека от конкретных условий существования (жизнь в соответствующей климатической зоне, обычаи и манера одеваться, принятая в данной местности, наличие возможностей приобретения обновы и т.д.) побуждает его совершить ряд активных действий. Здесь легко прослеживается важнейшая сторона потребностей личности - их пассивно-активный характер.  Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, наличные инстинкты) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Так, например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но я объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы ‚лесоповала (подтачивая дерево, бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду) и т.д. Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.  Иную картину представляют активность человека и источники его активности - человеческие потребности. Потребности человека зависят от процесса его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.  Потребности человека имеют общественно-личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер (например, связанных с потребностью в пище), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как итог сложных преобразований пшеничных зерен, овеществленный результат трудовых усилий селекционеров, агрономов, трактористов, комбайнеров, работников элеваторов, мукомолов, пекарей, продавцов и т.д.).  
Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях (для того чтобы съесть кусок мясо, вам как минимум нужно, чтобы оно было приготовлено приемлемым для нас способом, мы нуждаемся в тарелке, ноже и вилке, в соблюдении некоторых гигиенических требований и т.д.).  И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности. Так, студент, имеющий общественное поручение выступить с докладом на собрании, готовится к этому выступлению особенно тщательно не потому, что сама по себе подготовка для него более привлекательна по сравнению, допустим, с чтением занимательной книги, а потому, что он испытывает настоятельную потребность выполнить требование коллектива. Из  всего выше изложенного можно вывести депикантный вывод. 

Потребность - рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. И здесь выделим главное отличие человека от животного — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                    §2.  Классификация потребностей

Когда мы переходим к более  детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются  уже при попытках классификации  потребностей. Они многообразны и  очень изменчивы. Как их классифицировать?

Основные проблемы анализа  потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней  и возможностей удовлетворения. Эти  проблемы тесно взаимосвязаны.

Первая классификация  человеческих потребностей была предпринята  последователем Демокрита — древнегреческим  атомистом Эпикуром (341–270 г. до н. э.). «Надо принять во внимание, —  писал он, — что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни —  необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни —  необходимы для счастья, другие —  для спокойствия тела, третьи —  для самой жизни». Похожей классификацией фактически пользуются и современные  ученые.

Существует огромное количество разнообразных классификаций. Причем обычно с очень плохо выраженным основанием этой классификации и  все эти классификации напоминают скорее перечни.  Единой классификации потребностей не существует.

В учебниках по общей экономической  теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в  общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные  периоды его жизни.

Наиболее известными и  удачными обычно признаются концепции  потребностей, созданные американским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Обуховским и др. 

Американский психолог А. Маслоу выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

А. Маслоу, относил к базовой потребности, если та удовлетворяла следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет  к заболеванию

2. Ее наличие предотвращает  заболевание

3. Ее восстановление излечивает  заболевание.

4. В определенных, весьма  сложных, ситуациях свободного  выбора субъект предпочитает  удовлетворение именно данной  потребности

5. У здорового человека  она может быть пассивна, функционировать  на низком уровне или функционально  отсутствовать.

Базовые, то есть основные, наиболее общие, фундаментальные он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых  человеческий организм не может физически  существовать, и кончая наиболее сложными – социальными.  
Вот эта знаменитая классификация:  
- физиологические потребности 
- потребность в безопасности 
- потребность в любви и принадлежности 
- потребность в уважении 
- потребность в самоактуализации.  
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся актуальными для человека после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, а затем – ощущает потребность в любви, после её удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчёркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные, потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, учёный или художник, увлёкшись разработкой интересного проекта (т.е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже физиологические потребности – например, питаться урывками и чем придётся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полёт творческой фантазии не освободит человека от потребности есть, пить, дышать. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляется соотношение низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля и Маркса и некоторых других учёных XX в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратно направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, установленных законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять свои физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.  
В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса специально не рассматривает). "Существуют определённые условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе являются предварительными условиями удовлетворения базовых потребностей… Угроза этим свободам вызывает реакции. Чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней находится под серьёзной угрозой. <…> Секретность, цензура, обман, и блокирования коммуникаций угрожает всем базовым потребностям".  Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а своём развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.  
Вопреки распространенному мнению. Пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения базовых потребностей – способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет ещё одну, существующую параллельно иерархию потребностей – потребностей в познании. Включающую в себя "желание знать" и "желание понимать". "Даже после того, как мы что-либо узнаём, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой – стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т.д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, икать связи и значения, создавать систему ценностей". Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а выступают на каждой её ступени.  
Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей.  
 

                           §3. Характеристика базовых потребностей

Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в  указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, у человека, долгое время бывшего  безработным, могут притупиться  желания, связанные с высшими  потребностями, раз ему в течение  многих лет приходилось искать пропитание. У психопатической личности потребности  в любви и привязанности так  сильно фрустрированы, что желание любить и получать любовь потеряно. Есть, конечно, много исторических примеров того, как люди, ставшие мучениками идеи, полностью пренебрегают своими базовыми потребностями .

Люди, которым повезло  родиться в обстоятельствах, позволивших  удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и  цельный характер, что могут противостоять  фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени. Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. Как говорит Маслоу: "Люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз".

Маслоу предостерегает также против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. "Удовлетворенное желание, -- говорит Маслоу, -- больше уже не желание".

Люди могут знать или  не знать о своих базовых потребностях. "У среднего человека, -  пишет Маслоу, - они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их". Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения. Как указывает Маслоу: "Если в ответ на стимульное слово "стол" я немедленно представляю себе образ стола или говорю "стул", эта реакция не имеет отношения к моим базовым потребностям".

Вероятно, только человек, знакомый с предшествующими психологическими теориями, в полной мере способен понять, насколько радикальными были эти  идеи для большинства исследователей поведения. Маслоу описывает это как "...крушение устоявшихся, признанных и, казалось, незыблемых законов психологии".

Информация о работе Базовые потребности