Блага и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:13, реферат

Описание

«Экономика» (греч.Oikos— дом, хозяйство; nomos- учение, закон) - термин, который ввел в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. В книге «Политика» этим словом он обозначил свое учение о ведении домашнего хозяйства. В то время таким хозяйством было поместье рабовладельца. В нем рабы производили для рабовладельческой семьи натуральные продукты, которые Аристотель считал естественным богатством, предназначенным для удовлетворения потребностей людей.

Содержание

Введение


1.Блага

1.1.Экономическое благо как категория

1.2.Экономическое благо в предметно-вещевой форме

1.3.Экономическое благо как услуга

1.4.Кругооборот благ

2.Потребности

2.1.Классификация потребностей

2.2.Влияние производства на потребности

2.3.Обратное воздействие потребностей на производство

2.4 Влияние времени на удовлетворение потребностей

3. Закон возвышения потребностей Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 28.05 Кб (Скачать документ)

Тема: Блага и потребности

 

ПЛАН

 

Введение

 

 

1.Блага

 

1.1.Экономическое благо  как категория

 

1.2.Экономическое благо  в предметно-вещевой форме

 

1.3.Экономическое благо  как услуга

 

1.4.Кругооборот благ

 

2.Потребности

 

2.1.Классификация потребностей

 

2.2.Влияние производства  на потребности

 

2.3.Обратное воздействие  потребностей на производство

 

2.4 Влияние времени на  удовлетворение потребностей

 

3. Закон возвышения потребностей  Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Экономика» (греч.Oikos— дом, хозяйство; nomos- учение, закон) - термин, который ввел в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. В книге «Политика» этим словом он обозначил свое учение о ведении домашнего хозяйства. В то время таким хозяйством было поместье рабовладельца. В нем рабы производили для рабовладельческой семьи натуральные продукты, которые Аристотель считал естественным богатством, предназначенным для удовлетворения потребностей людей.

 

С тех пор прошло два  с лишним тысячелетия. Но термин «экономика»  до сих пор сохранился. Между тем, как это нередко бывает, в наше время он обозначает не одно, а два  разных понятия:

 

—хозяйство какой-либо страны (а также его части: предприятия, отрасли производства, регионы) или  всего мира;

 

— научную дисциплину, которая  изучает национальное и мировое  хозяйство, его составные элементы (труд, народонаселение, промышленность, сельское хозяйство и т.д.).

 

В состав такой дисциплины входит и экономическая теория.

1. БЛАГА

 

Главная функция экономики  состоит в том, чтобы постоянно  создавать такие блага, которые  необходимы для жизнедеятельности  людей.

 

Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности  людей, отвечает их целям и устремлениям. Все разнообразие благ можно подразделить на два класса:

 

— естественные продукты природы (земля, лес, плоды растений и деревьев, реки и т.д.). Природа - это, образно  говоря, мать богатства, которым с  самого начала воспользовались предки человека;

 

—экономические блага  — результаты созидательной производительной деятельности людей.

 

1.1. Экономическое благо  как категория

 

Экономические блага множественны.

 

Во-первых, это связано  с многообразием потребностей людей, которые формируются под действием  самых различных факторов и ситуаций — экономических (уровень дохода), социальных (образ жизни), при родных (различия в климатических поясах и т.д.), которые в свою очередь  могут действовать в различных  условиях (экономический рост, спад, кризис).

 

Во-вторых, множественность  благ связана с влиянием демографических  факторов (численность населения  Земли к началу третьего тысячелетия  составила 6 миллиардов человек и  продолжает расти).

 

Несмотря на прогресс в  развитии производительных сил, по-прежнему не только сохраняется, но и во многих случаях обостряется противоречие между развитием высокоиндустриальных и отсталых стран. Большое количество населения земли живет в нищенских  условиях, пища людей характеризуется  низкой калорийностью, крайне плохие жилищные условия. К этому следует прибавить  постоянные эпидемии, отсутствие достаточного уровня развития медицинских и образовательных  учреждений. Сотни миллионов людей  неграмотны.

 

1.2. Экономическое благо  в предметно-вещевой форме

 

Экономические блага могут  выступать в предметно-вещевой  форме и в виде услуг. Если говорить о предметно-вещевой форме, то имеется  в виду создаваемые человеком  средства производства и предметы потребления. Здесь должна быть определенная пропорциональность.

 

 

Производство предметов  потребления зависит от того, как  развито производство средств производства и, прежде всего, средств труда. Высокая вооруженность американского фермера техникой позволила ему обеспечить производительность труда в конце 80-х годов в 4-4,5 раза выше, чем в СССР, а сегодня этот разрыв, применительно к России, увеличился еще больше. Стремление к достижению высокой машиновоору-женности труда формирует у многих государств при оритеты к инвестициям в отрасли, производящие средства труда. Учет этих приоритетов не должен быть инерционным. Не надо забывать и об инвестициях в отрасли, производящие предметы потребления [1].

 

1.3. Экономическое благо  как услуга

 

Рассмотрим, какое значение имеет для общества такое экономическое  благо как услуга. Прежде всего, о  том, что понимается под услугой.

 

К. Маркс категорию «услуга* рассматривал в широком и узком  смысле. Он указывал, что продукты человеческого  труда в общественном производстве, предназначенные не для собственного потребления, могут выступать в  различной форме и удовлетворять  различные потребности, и в этом отношении они оказывают услугу. В то же время К. Маркс особо  выделял часть услуг, существующих в чистом виде, не принимающих предметной формы, в виде вещи самостоятельного бытия, отдельно от исполнителя этих услуг и не входящих составной  часть в стоимость какого-нибудь товара. Выходит, в узком смысле услуга представляет собой способ выражения  особой потребительской стоимости  труда, поскольку она полезна  не как вещь, а как деятельность. Как услуга она конкретизируется в виде работы, т. е. деятельности, направленной на вещь или на человека.

 

Основное свойство услуг  — не изменять вещества природы, а  создавать условия для осуществления  производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека.

 

Услуга не создает потребительной стоимости в натурально-вещественной форме, а оказывает полезный эффект, который не существует как отличная от этого процесса вещь.

 

В нашей стране сложилась  такая классификация отраслей сферы  услуг: часть услуг включалась в  мате риальное производство, другая часть относилась к нематериальному производству.

 

К услугам производственной сферы относятся грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, частично торговля (складское хозяйство).

 

1.4. Кругооборот благ

 

Как известно, вещество на Земле  циклически совершает круговорот: постоянно  повторяются процессы превращения  и перемещения вещества в природе. Подобно этому происходит циклическое  движение благ, что и обеспечивает непрерывную жизнедеятельность  людей. Движение благ идет по такому кругу: производство — распределение —  обмен — потребление.

 

Исходным является непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. В это время  работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (скажем, выплавляют из железной руды чугун, изготавливают из древесины мебель и т.д.).

 

Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего и распределять, обменивать и потреблять. Поэтому, естественно, жизненный уровень людей в  любой стране зависит от того, сколько  благ создается в ней для каждого  жителя. По этому показателю государства  сильно различаются. Например, в 1992 г. валовой внутренний продукт (сумма стоимости товаров и услуг, созданных внутри страны) в расчете на душу населения США составил 23,3 тыс. долл. Если эту величину дохода принять за 100%, то такой показатель составил в Германии - 89%, Японии - 87% , Канаде - 85%, Франции - 83%, Швеции - 76%, Великобритании -72%, Уругвае - 32%, России - 28%, Танзании - 3%, Эфиопии - 1,5% [2].

 

Распределение выявляет долю каждого человека в созданном  богатстве. Такая доля зависит в  первую очередь от количества создаваемых  благ, подлежащих рас­пределению. Так, когда создается очень мало продуктов (во время войн, хозяйственной разрухи, сильного падения уровня производства), обычно вводится уравнительное распределение продуктов питания по низким нормам (по карточкам, продовольственным талонам). Таким способом хотя бы минимальным количеством пищи обеспечивают каждого жителя страны.

 

Доставшиеся при распределении  продукты зачастую нельзя израсходовать  для личного потребления, особенно когда люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен  — процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.

 

Потребление означает использование  людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в  силу чего их требуется воспроизводить [2].

 

Описанное здесь последовательное движение продуктов мы можем проследить (с некоторыми до упущениями) тш примере крестьянского хозяйства. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а часть предназначает для продажи другим людям. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). Наконец, материальные блага доходят до конечного пункта — личного потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена на схеме 1.

 

На ней показана прямая связь между производством и  потреблением. Однако в масштабе всего  общества процессы производства, распределения, обмена и потребления находятся  в гораздо более сложной взаимосвязи. Они взаимопроникают и часто  не отделяются друг от друга по времени.

 

 

 

Схема 1. Движениеблаг

 

Так, неразрывно связаны между собой производство и потребление. На предприятиях расходуются прежде всего способности человека, его жизненные силы. Используются также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, т.е. совершается производительное потребление.

 

Столь же близко непосредственное производство связано с распределением. Прежде чем создавать что-то, требуется  разделить работников и орудия труда  по различным родам и видам  хозяйственной деятельности.

 

Речь идет о разделении общественного производства на все  многообразие его отраслей. Если в  начале XXв. в промышленности насчитывалось только около двух десятков отраслей, то ныне в развитых странах имеется более 500 отраслей, подотраслей и видов индустрии. Соответственно этому, усложнилось распределение средств производства и работников по всем подразделениям народного хозяйства.

 

Производство неразрывно связано и с обменом. Ведь производство представляет собой, по существу, процесс  обмена деятельностью и способностями  людей. Разделение труда вынуждает  работников совершенствовать свои способности  в неодинаковых направлениях. Из-за этого возникает необходимость  обмениваться их разнообразными продуктами труда. Такие процессы особенно наглядны на любом крупном предприятии.

 

Скажем, чтобы создать  трактор, на заводе должны обмениваться своей деятельностью и ее результатами конструкторы, инженеры-технологи, рабочие  разных профессий и многие другие работники, а также предприниматели  и управляющий персонал.

 

Нам осталось теперь выяснить, как в экономическом круговороте  связаны между собой начальный  и конечный пункты. Схема 1 может  создать впечатление, что движение изготавливаемого и потребляемого  блага идет по замкнутому кругу и  не возрастает. Между тем статистика говорит об обратном: в большинстве стран мира наблюдается тенденция к росту производства продукции.

2. ПОТРЕБНОСТИ

 

 

В рассмотренном нами круговороте  движения благ не достает важного звена, соединяющего потребление с производством. Речь идет о потребностях людей.

 

Потребности — это нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними  побудителями активности.

 

2.1. Классификация потребностей

 

Человеческие потребности  весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

 

Рассмотрим детально последний  вид потребностей. Экономические  потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых  необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Как они влияют друг на друга?

 

2.2. Влияние производства  на потребности

 

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

 

Во-первых, оно создает  конкретные блага и, тем самым, способствуют реализации отдельных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью  уже потребленной вещи ведет к  возникновению новых запросов. Вот  простой пример. Предположим, человек  пожелал приобрести автомобиль. После  его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать , найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

 

Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и  уклад жизни, возникают качественно  новые потребности. Скажем, с появлением в продаже персональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых  поколений у людей возникает  желание их приобрести.

 

В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребностей, но и влияет на способы  потребления, и тем самым формирует  определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность.

Информация о работе Блага и потребности