Арт-терапия как метод психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ курсовая.docx

— 62.02 Кб (Скачать документ)

      Игровое пространство, изобразительный   материал и образ являются  для ребенка средствами психической  защиты и  саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах.  
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Комплексные арт-терапевтические коррекционно-развивающие программы

В работе с детьми и подростками могут использоваться комплексные коррекционно-развивающие программы. Они, как правило, рассчитаны на групповое применение и оказывают влияние на разные сферы психического опыта участников занятий, способствуют не только коррекции имеющихся у них поведенческих и эмоциональных нарушений, но и всестороннему развитию их личности, эмоционально-волевых и познавательных процессов, поведенческих, коммуникативных навыков, а также сенсорных систем.

    Такие  программы могут  в одних  случаях иметь преимущественно  профилактическую, развивающую направленность  и  применяться с детьми  и подростками, не имеющими  каких либо эмоциональных и  поведенческих расстройств и  нарушений развития, либо с теми, у кого расстройства имеют  компенсированный характер. В этом  случае программы рассчитаны  на поддержку состояния компенсации.  В других случаях  программы имеют преимущественно коррекционную направленность и применяются с детьми и подростками с различными поведенческими  и эмоциональными расстройствами и нарушениями развития, теми, у кого имеются начальные болезненные проявления, а также с теми,  кто относится к группе повышенного риска развития состояния дезадаптации.

      В зависимости от возраста  детей и подростков и имеющихся  у них нарушений содержание  и структура  занятий и их  продолжительность могут варьироваться.  Разную продолжительность может  иметь и вся программа. В  то же время в большинстве  случаев занятия строятся в  соответствии с тематическим  подходом и имеют характерную  для него  структуру. Каждое занятие включает:

  1. Вводную часть, предполагающую «разогрев» и подготовку участников к работе;
  2. Основную часть, связанную с выбором темы или ее корректировкой, индивидуальной или совместной работой над ней с использованием определенных изобразительных материалов, завершающейся обсуждением участниками своих произведений и процесса из создания;
  3. Заключительную часть, связанную с подведением итогов занятия.

           В некоторых случаях структура  занятия может быть более сложной.  Например, основная часть может  предполагать смену видов деятельности, связанных не только с используемыми  материалами, но и с модальностями  творческого самовыражения (изобразительная  деятельность, движение и  танец,  работа с повествованиями и  др.). В ходе занятия в некоторых  случаях участники могут то  погружаться в процесс индивидуального  творчества, то переходить к более  активному вербальному и невербальному  взаимодействию друг с другом, выполняя, например, совместные групповые  творческие проекты.

          Таким образом, комплексные коррекционно-развивающие  программы характеризуются сравнительно  высоким уровнем интерактивности.  В определенный момент  занятий  и/или на определенном этапе  программы в целом участники не только вовлекаются в дискуссии, но и более активно взаимодействуют друг с другом, используя при этом визуально-пластические средства  и образы, а также выразительные движения и танец, ролевую игру, музыку и другие средства выразительности. Уровень интерактивности может регулироваться ведущим. В некоторых случаях, в силу более выраженных ограничений коммуникативных возможностей участников или особенностей их эмоциональной сферы, большую часть времени он будет невысоким.

         Общая логика построения программы  заключается в постепенном, учитывающем  исходные возможности участников  занятий и динамику группового  процесса усложнении видов деятельности  и в повышении нагрузки на  различные сферы личностного  функционирования. Возрастание нагрузки  может рассматриваться в качестве  одного из факторов, стимулирующих развитие комплекса навыков и проявление терапевтического потенциала  группы.  Кроме того, программа организуется в соответствии  с этапами арт-терапевтического  процесса, каждый из которых связан с решением определенных задач. Независимо от общей продолжительности курса занятий программа включает три следующих этапа. ( 4 ) Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

  1. Основной (коррекционный) этап, оценка промежуточных результатов
  2. Этап завершения работы, оценка конечных результатов.

    На  этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются такие задачи:

1.подготовка необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности;

2.проведение  предварительных собеседований,  отбор и подготовка кандидатов  для участия в программе;

3. исходная  диагностика, определение  показаний  для участия в программе и  применения конкретных техник, упражнений;

Знакомство, формирование терапевтического альянса  и начального взаимного доверия  участников группы;

4.Вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.

   На  основном (коррекционном) этапе программы решаются следующие задачи:

1.поддержание  атмосферы высокой взаимной терпимости  и психологической безопасности  участников арт-терапевтического  процесса;

2. раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;

3. структурирование  и организация поведения и  опыта участников арт-терапевтического  процесса, удерживание их внимания  на деятельности и терапевтических  (групповых) отношениях;

4. укрепление  и развитие терапевтического  альянса и групповых отношений; 

5. преодоление  препятствующих самораскрытию тревоги  и сопротивления;

6. постепенная  коррекция имеющихся у участников  нарушений поведения и эмоциональных  расстройств;

7. развитие  у участников арт-терапевтического  процесса более адаптивных моделей   поведения и здоровых потребностей, совершенствование навыков, активизация  и раскрытие ресурсов личности  и группы, раскрытие и разрешение  внутрипсихического конфликта, коррекция  отношения к себе и другим;

8. текущий  мониторинг и оценка промежуточных   эффектов арт-терапевтической   программы и в случае необходимости  ее корректировка;

Данный  этап делится на две стадии - переходную и рабочую стадии.

     На этапе завершения работы и оценки конечных результатов программы решаются следующие задачи:

1.открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;

2.закрепление  полученного положительного опыта;

3.планирование  участниками конкретных шагов  по применению полученного опыта  в повседневной жизни;

4.консолидация механизмов психологической самопомощи;

5.подведение участниками программы личных итогов;

6. оценка  результатов программы;

7. в  случае необходимости планирование  дальнейшей работы.

Основными результатами  программы выступают  комплексные психологические изменения: гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений  и мыслительной деятельности, развитие здоровых потребностей, перестройка  системы отношений, развитие жизненных  навыков, что в совокупности обеспечивает более успешное обучение и психосоциальную  адаптацию. Оценка таких изменений  производится с использованием методов  наблюдения, психологической диагностики, клинического анализа, самоотчетов  и интервьюирования участников арт-терапевтической  программы, а также социального  и педагогического мониторинга.

   Коррекционно-развивающие программы  связаны с применением разных техник и видов деятельности, опирающихся на изобразительное творчество. В то же время включение в них элементов полимодальности, касающихся иных форм творческого самовыражения, а также применения специальных техник неизобразительного характера – релаксации и направленной медитации, аутогенной тренировки и т.д. – в сочетании с психообразовательными элементами может повышать их эффективность. В некоторых случаях программы могут быть рассчитаны на совместное участие в занятиях детей и взрослых (родителей). 
 
 

3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных  способностей 

3.1.Связь  изобразительного  творчества с познавательной  деятельностью

( 5 ) «Одной из задач применения арт-терапии с детьми и подростками может являться развитие их познавательных  и творческих способностей. Решение этой задачи повышает успешность в обучении, а при наличии нарушений психического развития способствует компенсации недостаточно развитых некоторых функций мозга, обусловливающих патологию сенсорных систем, нарушения речи, а также может являться важным вкладом в достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации.

     «В процессе изобразительной  деятельности активны как правое, так и левое полушария мозга,  хотя на разных этапах  такой  деятельности активность полушарий  может быть разной.

        В исследованиях Г. Гарднера  было  обнаружено, что за детализированную, реалистичную  передачу объекта  в рисунке отвечает левое полушарие  мозга; правое же полушарие  отвечает за передачу общих  очертаний или формы объекта.  Связь полушарий мозга с разными  изобразительными способностями  и взаимодействие между полушариями,  необходимое для целостного, интегрированного, достоверного изображения объекта,  были исследованы на испытуемых, у которых имелись разные парциальные поражения мозга.

    Р. Сильвестер указывает на  связь между изобразительным  творчеством и самооценкой. Основываясь  на результатах исследований, он  показал, что вовлечение в занятия  изобразительным творчеством   благотворно сказывается на развитии  разных мозговых функций, в  том числе способствует развитию  навыков творческого решения  проблем.

По мнению А.И. Копытина познавательная деятельность любого человека, особенно ребенка, связана  с оперированием не только понятиями, но и представлениями. Так называемое образное  мышление предшествует мышлению посредством понятий. В процессе онтогенеза первое постепенно  вытесняется, дополняется вторым, хотя «мышление  посредством образов» сохраняет  свою значимость на протяжении всей жизни  человека. Некоторые виды деятельности, такие, в частности, как  художественное творчество, дизайн, конструирование  и другие, опираются в основном на данный вид мыслительной деятельности.  А.И.Копытин отмечает, что в случае  недостаточного развития речевой функции, когда мышление понятиями затруднено, происходит «компенсаторное» развитие образного мышления, что позволяет, например, ребенку с речевыми нарушениями успешно решать познавательные задачи. Поэтому занятия изобразительной деятельностью, в том числе связанные с проведением арт-терапии, могут являться важным элементом коррекционных и развивающих программ, ориентированных как на детей, которые обучаются в специальных, коррекционных школах, так и на детей, которые обучаются в массовых школах.

        
     
     
     
     
     
     
     
     

3.2. Арт-терапевтические  программы развития  познавательных способностей

Информация о работе Арт-терапия как метод психологии