Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:40, дипломная работа

Описание

Объект – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 45.04 Кб (Скачать документ)

Принято различать четыре основных звена  в технологии проблемного обучения:      

1. осознание общей проблемной ситуации; ее анализ;     

2. формулировка конкретной проблемы;      

3. решение проблемы (выдвижение, обоснование  гипотез, последовательная проверка их);     

4. проверка правильности решения  проблемы.     

Технологический цикл проблемного обучения представлен  шестью этапами:     

1) постановка педагогической  проблемной ситуации, организация  появления у обучающегося вопроса;      

2) перевод педагогической  проблемной ситуации (создается  с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих  противоречия, новизну и другие  отличительные качества объекта  познания) в психологическую (индивидуальное  явление, так называемое «вопросное  состояние», поисковая деятельность  сознания, психологический дискомфорт): начало активного поиска ответа  на вопрос, осознание сущности  противоречия, формулировка неизвестного;      

3) поиск решения проблемы, выход из тупика противоречия;      

4) появление идеи решения,  приращение нового знания у  обучающихся;     

5) реализация найденного  решения в форме материального  или духовного продукта;     

6) контроль результатов.     

В зависимости от того, какие  и сколько звеньев задействованы  в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного  обучения.     

При традиционной технологии обучения учитель  сам формулирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.). Ученик же должен понять и запомнить чужую мысль, запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждения.     

Первый  уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски ученика. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.     

Если  учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемное™ перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.     

Трехуровневая технология проблемного обучения применима  при постановке задачи на «открытие» простого математического закона, правила правописания, исторической или биологической закономерности.      

1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира        

 К активным методам  обучения относят метод создания  проблемных ситуаций.Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ     

действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает  начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Психологической  наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:      

Проблемная  ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы. Полый  цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемыимеет несколько этапов:      

- возникновение проблемной ситуации,       

- осознание сущности затруднения  и постановка проблемы,      

- нахождение способа решения  путем догадки или выдвижения  предположений и обоснование  гипотезы,      

- доказательство гипотезы,      

- проверка правильности решения  проблем.     

Каковы  основные приемы, составляющие метод проблемных ситуаций?     

Прежде  всего учитель предлагает детям  проблемную ситуацию (проблемный вопрос), доступную и учитывающую уровень их развития. Педагог формулирует проблему, затем предлагает детям высказать предположения (гипотезы) и организует процесс их доказательства. Школьники обсуждают различные характеристики, которые, могут стать доказательством правильности (неправильности) выдвинутой гипотезы. В конце обсуждений учитель (ученик) делает вывод. 

1.3.1. Типы проблемных  ситуаций     

 Мыслительная деятельность  учащихся стимулируется постановкой  вопросов. Вопрос учителя должен  быть сложным настолько, чтобы  вызвать затруднение учащихся, и  в то же время посильным  для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное  которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций, причем для них используются различные основания.     

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций:      

 Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.     

Второй  тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся  с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых  практических условиях.      

Третий  тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.     

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.     

Многообразие  проблемных ситуаций ведет к необходимости  их классификации по разным параметрам:     

по  уровню проблемности:     

- возникающие независимо от приемов;      

- вызываемое и разрешаемые учителем;      

- вызываемые учителем и разрешаемые  учеником;     

- самостоятельное формирование проблемы  и решения;     

по  виду рассогласования информации:      

- ситуация неожиданности;     

- ситуация-конфликт;     

-ситуация-предположение;     

- ситуация - опровержение;      

- ситуация - несоответствие;      

- ситуация - неопределенности;      

по  методическим особенностям:      

- проблемное изложение;     

- эвристическая беседа;     

- проблемная демонстрация;      

- исследовательская лабораторная  работа;     

- мыслительный проблемный эксперимент;      

- проблемное решение задач;     

- проблемные задания;     

- игровые проблемные ситуации;      

по  типу действий, требующихся для их решения:     

- действия выбора;     

- действия сравнения, сопоставления;      

- устранения рассогласованности;      

- творческого подхода;     

- принятия решения;     

- установления связи;     

- изменения взгляда на вещи;     

- поиска, исследования.     

Учитель с помощью вопросов поддерживает познавательный интерес ученика, помогает преодолевать затруднения, организует поиск рационального  пути выхода из ситуации.       

1.3.2.Способы  создания проблемной  ситуации     

Создание  проблемных ситуаций учителем зависит  от их типа. Так, учитель:      

• побуждает учащихся к теоретическому объяснению явлений, процессов и т.п.;     

• способствует формулированию проблемы самими учащимися, используя учебные  и жизненные ситуации в ходе выполнения практических заданий, дает проблемное задание на объяснение явления или  поиска путей его практического  применения;     

• побуждает к анализу  фактов, явлений, когда есть противоречие между житейскими представлениями  и научными понятиями об этих фактах, явлениях;     

• выдвигает гипотезы, формулирует  выводы, организует их опытную проверку;      

• побуждает к сравнению, сопоставлению  фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;      

•   создает условия для обобщения  фактов;     

• знакомит учащихся с фактами, носящими как будто необъяснимый характер;      

•   выводит на межпредметные связи;      

•   переформулирует вопросы, варьирует задачи.     

Чтобы с наибольшей результативностью  использовать возможности проблемной ситуации, необходимо учитывать следующие положения:     

• значимость имеющихся или создаваемых  противоречий для учащихся;     

• проектирование учителем системы ведущих и второстепенных противоречий при изучении каждой темы, которые могут возникнуть в сознании учащихся;     

• использование учителем методов, приемов, средств и форм обучения, обостряющих каждое противоречие с целью возбуждения интереса и активизации умственной деятельности учащихся;     

• создание постоянною обострения противоречий для повышения самостоятельности определения учащимися известного и неизвестного в проблемной ситуации;     

• организация содержательного общения  учеников в условиях групповой и  коллективной работы;     

•обязательность оптимальной меры трудности и  оптимальности руководства деятельностью учащихся.     

Наибольшим  признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:     

при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;     

при организации практической работы обучаемых;     

при побуждении обучаемых к анализу  жизненных явлений, приводящих их в  столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;     

при формулировании гипотез;      

при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;     

при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;     

при исследовательских заданиях.      

Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение»/Приложение 1/     

Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. Анализ проблемных ситуаций требует сложной умственной деятельности учеников.     

Однако  учебная проблемная ситуация может  не привести к возникновению учебной  проблемы. Это происходит тогда, когда после актуализации известных знаний и умений становится понятно, что с их помощью можно объяснить ситуацию, которая возникла. Или, напротив, опорных знаний и умений очень мало для ориентации в ситуации, а тем более для объяснения.     

По  содержанию учебная проблема – это знание о незнании, осознание того, что необходимо узнать, объяснить, установить и тому подобное. В таком общем виде проблема не указывает направлений поиска путей решения. Потому следует выделить те опорные знания и умения, на основе которых будет осуществляться этот процесс, то есть ограничить область поиска в созданной ситуации и сформулировать проблемную задачу в форме вопроса или задания.     

Учебная проблемная задача – это задача, которую младшие школьники не в состоянии решить. Однако они имеют опорные знания и умения, которые обеспечат их способность к поиску путей решения проблемной задачи и овладение новыми знаниями и способами деятельности.      

Проблема  – это категория субъективная. Она возникает индивидуально  у каждого ученика. Учитель должен помнить, что у детей разный уровень знаний, умений и навыков. Потому, попадая в проблемную ситуацию, для одних учеников проблема возникает, а для других – нет./Приложение 2/      

 

 

     1.3.3. Правила создания  проблемных ситуаций     

Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.     

При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соблюдать следующие  основные условия:     

Задание основывается на тех знаниях и  умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для  понимания условий задания, достигаемой  конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условие действия), потребность в котором должна вызываться у учащихся в процессе выполнения задания.     

Неизвестное, которое нужно открыть для  выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.     

Выполнение  проблемного задания должно вызвать  у учащегося потребность в  усваиваемом знании.      

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения