Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:40, дипломная работа

Описание

Объект – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 45.04 Кб (Скачать документ)

Состязательность  также является одним из главных  побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это  могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме.     

Игровой характер про ведения  занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.     

Учитывая  перечисленные факторы, учитель  может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный  подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки.      

1. 2. Особенности  технологии  проблемного обучения     

Технология  проблемного обучения связана с  интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ее разработка обусловлена тем, что в последние годы быстро увеличивается общий объем научных познаний: по словам ученых, он удваивается каждые восемь лет. Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе или вузе. Ни одно образовательное учреждение не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы. Всю жизнь надо будет учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и техники.     

Общеизвестно, что возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», «открытия», то есть исследовательским  методом осознана давно. Еще Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, А.Я. Герд и др. доказывали и убеждали в важности его применения.     

История разработки исследовательского метода, особенно в 30-е годы прошлого столетия свидетельствует об активном его  «внедрении», хотя и сам метод, и его теория не были достаточно разработаны и обоснованы в тот период времени.     

В основу проблемного обучения легли теоретические положения  Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога, основателя опытной школы в Чикаго еще в 1894 году. Занятия в этой школе были заменены игровой и трудовой деятельностью, а чтением, письмом и счетом занимались по потребностям учащихся. Дьюи выделил четыре важнейших потребности; социальную, конструирования, художественного выражения и исследовательскую. Д. Дьюи предложил следующее концептуальное обоснование своего педагогического опыта:     

• ребенок повторяет путь человечества в познании;     

• усвоение носит спонтанный характер;     

• ребенок усваивает учебный материал, не просто слушая и воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения;      

• условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала, активность ученика и связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.     

И идея известного отечественного психолога  С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие, также стала основой проблемного обучения.      

Наиболее  интенсивно теория и практика проблемного  обучения получили свое развитие и  распространение в 70-80-е годы прошлого столетия. Различныеего аспекты раскрыты в работах, как отечественных (СИ. Гессен, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, А.ММатюшкин, М.И. Махмутов, НА. Мочалова, М.Н. Скаткин и др.), так и зарубежных педагогов (В. Оконь и др.).     

В отечественной педагогической литературе 70-х годов активно использовались термины «проблемный подход в обучении» и более распространенный -проблемное обучение.     

Основная  идея проблемного обучения заключается  в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно в условиях проблемной ситуации.     

Под проблемным обучением понимается такая  организация учебных занятий, которая предполагает деятельность учащихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций, создаваемых первоначально учителем, а по мере приобретения умений - учениками под руководством учителя или самостоятельно. В результате проблемного обучения происходит не только творческое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации.     

При такой организации обучения усвоение учебного материала возможно на высоком  уровне трудности. На уроках создаются  условия для индивидуальной (самостоятельных и интеллектуально развитых учащихся) и групповой совместной работы.      

Целевыми  ориентациями технологии проблемного  обучения являются:     

• приобретение учащимися знаний, умений и навыков;     

• повышение прочности знаний;      

• формирование исследовательских и  поисковых умений и навыков;     

• развитие познавательных и творческих способностей. Задачами учителя при организации проблемного  обучения являются:       

 • поставить ученика  в позицию полноправного субъекта  обучения;       

 • включить его в  процесс взаимодействия (учитель  - ученик, ученик - ученик);       

 • организовать деятельность  как процесс решения проблем  на основе диалога.     

Итак, учитель в проблемном обучении      

ставит  перед учениками задачу в виде вопроса, ситуации, опыта и пр.,     

организует  размышления учеников, предлагает доказать, просит сделать выводы о приобретенных  знаниях.     

в случае обнаружения ошибки предлагает ученикам ее найти, с этой целью ставит перед ними уточняющую задачу,     

помогает  обобщить полученное учениками решение  задачи,     

задает  вопросы для закрепления знаний,      

дает  упражнения по применению знаний на практике. Ученик воспринимает поставленную учителем задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения, высказывает разные варианты решения задачи, доказывает рациональность пути ее решения, обобщает, закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля, выполняет задания по применению полученных знаний на практике.     

Но  это только начало. С приобретением  определенных умений процесс обучения усложняется, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся на уроке, повышается их интерес, уровень ответственности и уровень диалогичности.     

Готовность  учащихся к диалогу, по мнению В.В. Серикова, определяется тем, что ученики умеют  формулировать и задавать вопросы, передавать содержание учебного материала  в системе проблемных вопросов и  задач, намеренно обострять или создавать коллизии и выходить на уровень импровизации.      

Процесс этот длительный и постепенный: от короткого  монолога, высказывания, сочетания монолога с беседой вопросно-ответного характера, проблемной беседой и спором до монолога и беседы по инициативе учеников.      

Анализ  литературы позволяет сделать вывод, что проблемное обучение - это не только особая дидактическая система  или модель обучения, метод, технология, но и теоретическая модель развивающего обучения. Как научить ребенка  преодолевать трудности, разрешать проблемы, мыслить творчески? Эти далеко не простые вопросы всегда находятся в центре внимания учителя, педагогического коллектива. Способность человека к постановке вопросов и проблем является главной в творчестве. С помощью вопросов ученик исследует проблемную ситуацию, определяет неизвестное, строит гипотезу и продумывает ход решения. Учебная задача может уже содержать вопрос, а возможна и без вопроса. Ученику нужно его сформулировать. С проблемы или вопроса в широком смысле этого слова, требующего изучения или разрешения, начинается мышление. Мышление - это не только поиск решения проблем, но и их порождение.     

В теории проблемного обучения встречаются  самые различные значения понятия проблема: задача, ситуация, трудность, парадокс, противоречие и т. д. Формами выражения проблемы являются: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.     

Проблемный  вопрос      

Проблемный  вопрос - это способ разрешения проблемной ситуации. Он побуждает к поиску неизвестного и предполагает не только поиск, но и разные варианты ответов. Готовый ответ здесь просто неприемлем.     

Проблемная  задача      

В основе проблемной, или познавательной, задачи лежит противоречие между  существующими знаниями. Поэтому  решение проблемной задачи требует  поиска дополнительной информации и самостоятельной деятельности.     

Проблемная  ситуация      

Проблемная  или противоречивая ситуация, являющаяся основным элементом проблемного обучения, характеризует состояние интеллектуального затруднения ученика. У него появляется потребность разобраться в ней, найти новый способ действия, то есть решить трудную для себя задачу. Так как знаний ученику не хватает, он вынужден их искать. Особенностью проблемного обучения является умелое включение учителем в учебный процесс проблемных ситуаций.      

Общие функции проблемного обучения:      

- усвоение учениками системы  знаний и способов умственной  практической деятельности;       

- развитие познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;     

- формирование диалектико-материалистического  мышления школьников (как основы).      

 Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:      

- воспитание навыков творческого  усвоения знаний (применение отдельных  логических приемов и способов  творческой деятельности);       

- воспитание навыков творческого  применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;      

- формирование и накопление опыта  творческой деятельности (овладение  методами научного исследования, решение практических проблем  и художественного отображения  действительности). Сущность его состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде (путем прямого объяснения и иллюстрации). Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен к продуктивен.      

В проблемном обучении используются самые  различные методы.  
При его организации нельзя обойтись без так называемых традиционных методов и инновационных, таких как:      

• монолог учителя или ученика, но не просто монолог, а изложение содержания учебного материала с рассуждением;     

•  рассуждение с демонстрацией процесса логики открытия; -      

• диалог (беседа, предполагающая' ответы ученика и его вопросы к учителю или другим участникам);     

• эвристическая беседа с познавательными задачами и проблемными заданиями;     

• самостоятельное исследование по заданию индивидуально или в группе;     

•   выполнение задания по алгоритму;     

• программированные задания, требующие различных уровней деятельности учащихся.     

Как мы видим, здесь называются методы и  проблемного изложения знаний, и частично-поисковые, и исследовательские, но все они в конечном счете направлены на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.     

Следуя  теории Н.Ф. Талызиной, последовательность методов проблемного обучения задается последовательностью этапов усвоения содержания учебного материала. Вот  как они представлены.     

• Мотивационный. В его основе создание и разрешение проблемной ситуации. Учитель ставит проблему перед беседой, рассказом, демонстрацией опыта, а ученик принимает ее и решает один или вместе с кем-то (в паре, группе) под руководством учителя, другого ученика - лидера группы или самостоятельно.     

• Ознакомительный. На данном этапе происходит знакомство с деятельностью и входящими в нее знаниями. Учитель в изложении сам выделяет связи и отношения изучаемого содержания учебного материала, которые нужно усвоить, привлекает к участию учеников и при демонстрации показывает это наглядно.     

•   Исполнительский. Учащиеся выполняют действия через лабораторные и практические занятия, работу с карточками и другими источниками.     

• Внешнеречевой. Учащиеся рассуждают вслух в парах, группах, коллективе и каждый в разных ролях: руководителя, исполнителя, помощника и т. д.     

• Речевой. Каждый ученик проговаривает результаты своей самостоятельной деятельности про себя.     

• Умственной деятельности. Действие ученика доводится до навыка, до самостоятельного поиска ответа в новых условиях.     

Без проблем не может быть усвоения. На разных этапах усвоения проблемы выполняют разные функции.     

Учителю, прежде чем переходить к применению проблемного обучения, необходимо научить  учащихся работать по образцу: 1) слушать; 2) работать с различной информацией, источниками которой могут быть учитель, учебник, дополнительная справочная литература, другие ученики класса и т. д.     

У учащихся должен быть высокий исходный уровень учебных возможностей, развитого теоретического мышления.     

Учителю необходимо знать уровень владения каждым учеником общеучебными (надпредметными) умениями и навыками, то есть способами мыслительной деятельности и учебной работы.     

Организация проблемного обучения невозможна без  взаимодействия учителя и ученика.     

Проблемное  обучение не может и не должно стать единственным и преобладающим, а должно использоваться настолько, насколько допускает это содержание учебного материала.      

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения