Агрессия в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
I раздел. Теоретическая часть………………………………………………….5
Глава I. Агрессия в дошкольном возрасте………………………….……..5
Происхождение агрессивности…………………………………….5
Ситуативные предпосылки агрессивности…………………….15
Развитие агрессивности в детском возрасте……………………18
Социализация агрессивности…………………………………….25
Психологический механизм формирования агрессивности……………………………………………………….31
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте……………………………………………………………...33
2.1 Термин психического здоровья……………………………………..33
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте…………………...35
II раздел. Практическая часть………………………………………………..43
Описание методик (тестов)……………………………………….43
Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...63
Список использованной литературы………………………………………..65
Приложения……………………………………………………………………..67

Работа состоит из  1 файл

агрессия.doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

Название: Цветовой тест Люшера.

Цель: Выявить  эмоциональную напряженность детей  путем неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления агрессивных реакций у испытуемых.

Оборудование: восьми цветовой ряд карточек, окрашенных в синий – 1, зеленый – 2, красный  – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.

Инструкция: детям предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

Интерпретация: Результаты, полученные при проведении Цветового теста Люшера, занесены в таблицу (См. Приложение 4).

Данные подтвердили  результаты, полученные из предыдущих диагностик. То есть дети с высоким  уровнем агрессивного поведения  отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый.

Дети с менее  выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый.

Таким образом, из 100% детей, 42% - дети с ярко выраженным агрессивным поведением, а 51% - дети с менее выраженными агрессивными реакциями.

Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми. 

 

 

 

 

Формирование  конструктивных форм выражения проявления агрессии у детей старшего дошкольного  возраста. 

Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики  детей старшего дошкольного возраста, была составлена и осуществлена на практике коррекционная программа.

Цель коррекционной  программы: научение детей системе  управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск  альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

Задачи:

  • развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости;
  • обучение приемам регулирования  своего эмоционального состояния;
  • обучение способам конструктивного выражения агрессии;
  • формирование позитивных эмоций;

Коррекционная программа состоит из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.

Тематика занятий:

Занятия № 1. Знакомство с эмоциями.

Цель: познакомить  детей с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются. Провести дифференциацию эмоций (негативные и позитивные).                                                                                           

Занятие № 2. Эмоции и наше настроение.

Цель: продолжить знакомство с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами.

Занятие № 3. Мое  отношение к эмоциям.

Цель:  развитие  способности осознания, принятия и  выражение собственного отношения  к эмоциям.  

Занятие № 4. Что  такое агрессия?

Цель: ознакомить детей с понятием агрессия. Научить распознавать собственные агрессивные реакции.

Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием агрессия. Рассмотреть динамику агрессивного поведения, как не вербально она  проявляется.

Занятие № 6. Комплекс гимнастики «Бэби – йога».

Цель: выработать механизмы саморегуляции у детей, вызвать положительные эмоции, снять  мышечное напряжение.

Занятие № 7. Управление агрессией.

Цель: учить  понимать, осознавать и принимать  свое чувство злости, гнева; знать, как  оно проявляется. Обучать конструктивным способам выражения агрессии.

Занятие № 8. Уходи, злость, уходи!.

Цель: выбор  приемлемых способов поведения разрядки гнева и агрессии, отреагирование негативных эмоций. Снятие мышечных зажимов, способствовать развитию положительных эмоций.

Занятие № 9. Да! Нет!

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

Занятие № 10. Карикатура.

Цель: осознание  своих личностных качеств детьми, возможность «посмотреть на себя со стороны». Изменение психосоматического состояния во время агрессивных проявлений.

Занятие № 11. Лепим  сказку.

Цель: учим направлять энергию детей в определенный вид деятельности, расслаблять руки. Закрепление навыков совместной деятельности. Изменение психосоматического состояния. Осознание внутренних чувств.

Занятие № 12. Связующая  нить.

Цель: формирование чувства близости с другими детьми, принятие детьми друг друга такими, какие они есть. Формирование чувства  ценности других.

Занятие № 13. Взаимоотношения.

Цель: показать на примере сказочных героев, как  агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные  варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации.

Занятие № 14. Возьми себя в руки.

Цель: учить  детей изменять свое психосоматическое состояние, путем дыхательной гимнастики. Снятие мышечных зажимов. Научение системе управления своим агрессивным поведением.

Занятие № 15. Дыши и думай красиво.

Цель: изменение  психосоматического состояния. Умение выражать чувство гнева и злости в движении танца под музыку.

Занятие № 16. Ругаемся овощами.

Цель: выражение  негативных эмоций через вербализацию чувств; понимание, осознание и принятие своего чувства гнева. Закреплять знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Занятие № 17. Стойкий солдатик.

Цель: закрепление  знаний о том, что такое агрессия, и как она проявляется. Рассмотреть  и зафиксировать динамику агрессии. Проанализировать умения конструктивно  выражать агрессию за пределами занятий.

Занятие № 18. Сломанная  кукла.

Цель: учить, не вербально отобразить чувство гнева, нарисовать на бумаге. Закрепление умения конструктивно выражать агрессию.

Занятие № 19. Театр  прикосновений.

Цель: закрепление  системы управления своей агрессией. Обменяться чувствами и мнениям  и о прошедших занятиях. Передать каждому ребенку положительные эмоции через прикосновения.

Занятие № 20. Портрет.

Цель: выяснить, что знают дети об агрессии. Обсуждение своих чувств и переживаний.

Занятия были основной частью коррекционной программы. Но коррекция агрессивного поведения осуществлялась и вне занятий. В частности были созданы условия, для того чтобы дети в любой момент времени могли выразить свои накопившиеся негативные эмоции. В группе постоянно висел «Листок гнева». Цель этого листа – дать возможность ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, в частности на листок. С этой же целью была сделана совместно с детьми кукла «Бобо», эту куклу ребенок мог спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, не причиняя другим детям боль, ребенок, становится, более спокоен в повседневной жизни.

Так же вне занятий, в основном во второй половине дня, проводились различные игровые  упражнения с целью научения детей  системе управления своей агрессией.

Игры – упражнения:

  1. Разыгрывание  ситуаций.

Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные  ситуации агрессивного поведения, затем  распределяются роли между детьми и  проигрываются ситуации, в которых  дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
  • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

2. «Строители».

Каждому ребенку  предлагается построить себе дом  и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно  использовать все предметы, находящиеся  в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

  • Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
  • Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
  • Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.

Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

  1. Совместные настольные игры.

Игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей  «Консруктора». По ходу игры взрослый помогает решать возникшие конфликты и избегать их. После игры проигрываются конфликтные ситуации с нахождением путей выхода из них.

В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного  бесконфликтного общения.

  1. «Карикатура».

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.

Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

  1. «Кулачок».

Ребенку в руку дается какая-нибудь мелкая игрушка. Затем  просят ребенка сжать кулачок  крепко – крепко, и несколько секунд просят подержать кулачок сжатым, затем раскрыть руку, она расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение  способствует осознанию эффективных  форм поведения, смещению агрегации  и мышечной релаксации.

  1. «По кочкам».

Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Упражнение  способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.

7. «Ты - лев!»

Ребенку предлагается  закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!

Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева.

Таким образом, коррекционная программа основывалась на следующих принципах:

  • Внимательное и терпеливое отношение к детям.
  • Дана возможность ребенку выразить свою агрессию, сместив ее на другие объекты.
  • Показ ребенку личного примера эффективного поведения. Не допускались при нем со стороны взрослых вспышки гнева и выражения агрессии по отношению к другим людям.
  • Создавались такие условия для детей, при которых они в каждый момент времени чувствовали, что их любят, ценят и принимают такими, какие они есть.

И именно от соблюдения этих принципов в работе воспитателя  зависела эффективность коррекционной  программы.

 

Анализ  и интерпретация контрольного эксперимента.

Название: Цветовой тест Люшера.

Цель: выявить, изменилась ли динамика проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного  возраста.

Оборудование: восьмицветовой ряд карточек, окрашенных в синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый цвета.

Инструкция: ребенку  предлагается выбрать из разложенных  перед ним таблиц «самый приятный»  цвет, затем приятный цвет из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета  не будут отобраны.

Интерпретация: данные полученные при проведении цветового  теста Люшера занесены в таблицу (См. Приложение 5).

Проанализировав полученные результаты и сравнив  их с имеющимися данными первичной  диагностики можно сделать вывод  о наметившихся позитивных изменениях в проявлении агрессивного повеления  детей старшего дошкольного возраста. Цветовые выборки агрессивных детей изменились. Более предпочитаемыми цветами стали желтый, зеленый, синий. Они характеризуются устойчивым эмоциональным состоянием, самоконтролем. Это свидетельствует о том, что изменился характер проявления агрессивного поведения детей в процессе коррекционной работы, улучшилось эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте