Агрессия в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
I раздел. Теоретическая часть………………………………………………….5
Глава I. Агрессия в дошкольном возрасте………………………….……..5
Происхождение агрессивности…………………………………….5
Ситуативные предпосылки агрессивности…………………….15
Развитие агрессивности в детском возрасте……………………18
Социализация агрессивности…………………………………….25
Психологический механизм формирования агрессивности……………………………………………………….31
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте……………………………………………………………...33
2.1 Термин психического здоровья……………………………………..33
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте…………………...35
II раздел. Практическая часть………………………………………………..43
Описание методик (тестов)……………………………………….43
Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...63
Список использованной литературы………………………………………..65
Приложения……………………………………………………………………..67

Работа состоит из  1 файл

агрессия.doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

 

Методика  “Кинетический рисунок семьи”

Тест “Кинетический рисунок семьи” (КРС) представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи: семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Тест на КРС  состоит из двух частей: рисование  семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку  дается стандартный лист бумаги для  рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Инструкция ребенку: “Пожалуйста, нарисуй свою семью, чтобы ее члены были чем-либо заняты”. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний (“Можешь рисовать, как хочешь”).

Во время  рисования следует записывать все  спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

- кто нарисован  на рисунке, что делает каждый  член семьи;

- где работают или учатся члены семьи;

- как в семье  распределяются домашние обязанности;

- каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи.

При интерпретации  КРС основное внимание обращалось на следующие аспекты:

- анализ структуры  рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

- анализ особенностей  рисунка отдельных членов семьи  (различия в стиле рисования,  количество детей, схема тел  отдельных членов семьи);

  • анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

 

 

 Методика  “Тест руки”

Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями  кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Методологическим  обоснованием теста руки является предположение  автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Ответы ребенка  классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.

Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной  последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, делает эта  рука?”. Если он затрудняется с ответом: “Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить”. Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок держит карточку, произвольно, но оно также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: “Хорошо, а еще что?”. После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор почувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться26.

Тест руки может  применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

 

Опросник. Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассоль и  А. Дарки в 1957 г. был предложен  опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии.

Опросник Басса-Дарки  выявляет следующие формы агрессивных  и враждебных реакций:

1) Физическая  агрессия (нападение) - использование  физической силы против другого  лица.

2) Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющихся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

3) Склонность  к раздражению - готовность при  малейшем возбуждении к проявлению  вспыльчивости, резкости, грубости.

4) Негативизм - оппозиционная форма поведения,  направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида - зависть  и ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь  мир за действительные или мнимые страдания.

6) Подозрительность - недоверие и осторожность по  отношению к людям, основанные  на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.

7) Вербальная  агрессия - выражение негативных  чувств как через форму (ссора,  крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой индекс - чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение  обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно,  имеется наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит  из 75 утверждений, на которые ребенок  дает ответ “да” или “нет”. По числу  совпадений ответов респондентов с  ключом подсчитываются индексы различных  форм агрессивности и враждебных реакций.

Суммирование  индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 3, 7 - показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 - индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив “ИА” и “ИВ”27.

 

 

 

1.2 Экспериментальное  исследование агрессивного поведения  у детей старшего дошкольного  возраста

Попытка научно исследовать агрессивное поведение  порождает ряд проблем, потому что  это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения.

Исходя из целей  работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые включены наиболее оптимальные методы и методики диагностики и коррекции агрессивного поведения детей.

Первый этап, – констатирующий эксперимент. В  него вошли: метод наблюдения,  проективная  методика «Рисунок несуществующего  животного» (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей старшего дошкольного возрасти.

Метод наблюдения самый древний метод сбора  информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Методика РНЖ  – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики  агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен,  способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально – личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Тест доступен для диагностирования  детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – коррекционная работа. Она состояла из цикла занятий, цель которых: научение детей  системе управления своим  агрессивным поведением; развитие способности  понимать, осознавать и принимать  детьми старшего дошкольного возраста  своего чувства гнева. Занятия состояли из игр и упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.

Третий этап – контрольный эксперимент.  В  него вошли - Цветовой тест Люшера и  анкетирование воспитателя. Эти  методики позволяют отметить некоторые  результаты коррекционного воздействия. 

 

Диагностика агрессивного поведения.

Название: Структурализированное  наблюдение.

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов, фиксированных форм поведения, в  данном случае агрессивного (см. Приложение 1.).

По результатам  наблюдения можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании  нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  

Средний уровень  агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно  относятся к замечаниям, не соблюдают  дисциплины, не послушны, пристают к  более слабым.

Низкий уровень  агрессивности у семи детей. Эти  дети уравновешенны, спокойные, вспышки  гнева возникают редко и носят  защитный характер.

Результаты  наблюдения отражены в гистограмме (См. Приложение 2.).

Цель: оценить  уровень агрессивного поведения  ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

 Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее  животное и назови его несуществующим  именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Интерпретация: для оценки агрессивности детей  использовалась следующая таблица:

Симптокомплексы теста «Несуществующее животное»

 Симпто-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная  линия рисунка.

0,1

2

Неаккуратность  рисунка.

0,1

3

Большое количество острых углов.

0,1,2

4

Верхнее размещение углов.

0,1

5

Крупное изображение.

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас.

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный.

0,1

8

Угрожающее  выражение.

0,1

9

Угрожающая  поза.

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

0,1,2

11

Хищник.

0,1

12

Вожак или одинокий.

0,1

13

При нападении  дерется традиционным способом.

0,1

14

Ночное животное.

0,1

15

Другие признаки.

0,1


 

Результаты  оценивания детских рисунков показали что:

  1. детей набрали – 0,6 – 0,8 балла, высокий  уровень агрессии

2   детей  набрали – 0,2 – 0,5 балла, средний  уровень агрессии

  1. детей набрали -  0 –  0,2 балла, низкий уровень агрессии

Рисункам детей  с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

На рисунках детей со средним и низким уровнем  агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль,  дружелюбие, защитный характер агрессии.

Уровни агрессивного поведения детей отображены на графике (См. Приложение 3).

Сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ  можно сказать, что результаты  во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что  наблюдение дает общую картину поведения  детей в группе, а методика РНЖ  позволяет  увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования. 

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте