Агрессивное поведение детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание

Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Содержание

Введение 3

РАЗДЕЛ 1 Вопросы терминологии. 6
РАЗДЕЛ 2 Нарушения поведения. 9
РАЗДЕЛ 3 Типология агрессивного поведения современных
подростков.
14
РАЗДЕЛ 4 Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста. 18
РАЗДЕЛ 5 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста. 25
РАЗДЕЛ 6 Коррекция агрессивного поведения. 28

Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по агрессии.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

         выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

         современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.


ЛИТЕРАТУРА

1.      Ананьев Б.Г.О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

2.      Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы, Москва, 1990

3.      Беличева С.А.Основы превентивной психологии. Москва, 1993

4.      Горшкова Е.А.Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва , Архангельск, 1993

5.      Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992

6.      Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва & Архангельск, 1993

7.      Исаев Д.Д.Журавлёв И.ИДементье, В.В.Озерецковский Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения Санкт-Петербург, 1997

8.      Кулагин Л.Г.О подростках, которым трудно// Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

9.      Личко А.Е.Попов Ю.В.Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков,Москва, 1988

10. Паренс Генри Агрессия наших детей., Москва, 1997

11. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков //  Советская педагогика 1984, № 5, стр.141

12. Саенко Е.В.Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

13. Семенюк Л.М. Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции .Москва, 1996

14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. Москва, 1998

15. Сурков А. Семейные войны // Стрела, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

16. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. Москва, 1997

17. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

18. Фридман Л.М. Волкова К.Н.Психологическая наука – учителю. Москва, 1985

 

34

 



[1]              Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
              Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[2]               Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22

[3]              Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.10

[4]              Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13

[5]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.4-5

[6]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.6

[7]               Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12

[8]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[9]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[10]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[11]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

[12]              Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды
              Москва, 1980, т.2 стр.10

[13]               Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[14]              Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[15]               Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[16]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[17]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.50

[18]               Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., «Система перевоспитания подростков в условиях
              специальной школы», Москва, 1990

[19]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

[20]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996

[21]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.38

[22]               Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.226-227

[23]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[24]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.40-41

[25]              Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[26]               Першанина Е.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[27]               Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр.29

[28]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41

[29]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41-43

[30]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[31]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988 год, стр.11-12

 

[32]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[33]               Там же, стр.46

[34]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.23-24

[35]               Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр.27

[36]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.63

[37]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.64


Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков