Адаптация младших школьников к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание

задачи исследования:
-Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
-Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ……..….……………….5
1.1 Социально-психологическая адаптация к обучению как проблема педагогической психологии……………………..………………………………….5
1.2 Специфика социально-психологической адаптации к обучению
подростков при переходе в среднее звено школы…………………….………….12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧНИЮ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ………..………...20
2.1. Организация и этапы проведения исследования……..……………………...20
2.2. Обработка и анализ результатов исследования……….……………………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………........43

Работа состоит из  1 файл

Главgа оI.doc

— 815.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Таблица 6- Школьная мотивация учащихся

Уровни мотивации

Количество  детей

%

1.высокий уровень  школьной мотивации, учебная активность.

0 чел

0

2.хорошая школьная  мотивация

5 чел

20

3.положительное  отношение к школе, но школа  привлекается больше внеучебными  сторонами.

12 чел

48

4.низкая мотивация

4 чел.

16

5.негативное  отношение к школе, школьная  дезадаптация.

4 чел.

16


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7- Чувства в школе в конце учебного года

Я испытываю  в школе

Количество  детей выбравших чувство

Сумма баллов в %

Спокойствие

15 чел.

60

Усталость

9 чел.

36

Скуку

3 чел.

12

Радость

10 чел.

40

Уверенность в себе

9 чел.

36

Беспокойство

7 чел.

28

Неудовлетворенность собой

5 чел.

20

Раздражение

2 чел.

8

Сомнение

3 чел.

12

Обиду

0 чел.

0

Чувство унижения

0 чел.

0

Страх

0 чел.

0

Тревогу за будущее

6 чел.

30

Благодарность

14 чел.

56

Симпатию к  учителям

10 чел.

40

Желание приходить  сюда

11 чел.

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 Таблица 8 - Факторы, влияющие на внутренне эмоциональное состояние школьника в конце учебного года

Факторы

Количество  детей

%

1. Общая тревожность  в школе

6 чел.

30

2. Переживание  социального стресса

5 чел.

20

3. Фрустрация  потребности в достижении успеха

8 чел

32

4. Страх самовыражения

3 чел

12

5. Страх ситуации  проверки знаний

6 чел.

30

6. Страх несоответствовать  ожиданиям окружающих

7 чел

28

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

5 чел.

20

8. Проблемы и  страхи в отношениях с учителями

6 чел.

30


 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9- Школьная мотивация учащихся в конце учебного года

Уровни мотивации

Количество  детей

%

1. высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.

8 чел

32

2.  хорошая школьная мотивация

11 чел

44

3. положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.

6 чел

24

4.  низкая мотивация

0 чел

0

5.  негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

0 чел

0


 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ В

     Программа социально-психологического тренинга (адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы)

Таблица 10-План деятельности по реализации программы

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.

Март

Педагог-психолог

Заместитель директора  по УВР в начальной школе

2

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов  с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)

Март

Педагог-психолог

3

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического  диагностирования.

Март

Педагог-психолог

4

Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:

-«Готовность ребенка  к обучению в средней школе:  личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»

-«Возрастные особенности  детей младшего подросткового  возраста»

-«Нарушения в школьной  адаптации, трудности в обучении»

Март

Заместитель директора  по учебно-методической работе

Педагог-психолог

5

Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»

Март

Педагог-психолог

Методист школы

6

Проведение занятий  по программе «Я и ТЫ»

Октябрь

Педагог-психолог

7

Проведение праздника  «Посвящение в пятиклассники»

Октябрь

Заместитель директора  по учебно-воспитательной работе

Учитель

Родители

Педагог-психолог

8

Собрание родителей  пятиклассников. . «Практическая психология для родителей подростков». Тренинг  для родителей.

Октябрь

Педагог-психолог

9

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)

Октябрь

Педагог-психолог

Заместитель директора по УВР в начальной школе

10

Проведение коррекционно-развивающего курса. Тренинг «Первый раз в  пятый класс». Методика релаксации.

Октябрь-

март

Педагог-психолог

11

Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Декабрь-март

Педагог-психолог

12

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов  с целью определения уровня адаптации  к школе 

Март

Педагог-психолог


 

     Тренинг для родителей пятиклассников

     Цель тренинга: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

     Контингент участников: родители учащихся 5-го класса, бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.

     Оборудование и материалы: индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой); гистограммы уровня школьной мотивации учащихся класса; данные анкетирования «Мои чувства в школе» по методике С.В.Левченко; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; игрушка «сердечко».

     I. Выступление ведущего.

     Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

     Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

     Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

     Именно ввиду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

     Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

     Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь им установить именно такие отношения.

     II. Упражнение «Поделись чувством».

     В качестве эмоционального разогрева родителей ведущий предлагает им по очереди закончить предложения, передавая друг другу «сердечко», символ откровенности:

     «Хорошие качества моего ребенка – это …»

     «Мне в моем ребенке нравится то, что …»

     «Я рад (а), что мой ребенок …»

     Наш опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене. А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5-м классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали еще в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешенными до сих пор. Родители говорят о трудностях своего ребенка, передавая сердечко.

     Теперь мы предлагаем вам сравнить ваше мнение с точкой зрения ребенка. Просмотр отрывка видеозаписи группового интервью. Ответы детей на вопросы: «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их преодолеть?»

     В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:

     * очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;

     * непривычное расписание уроков (новый режим);

     * много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

     * нередко появляются новые дети в классе;

     * новый классный руководитель;

     * имеют место проблемы со старшеклассниками.

     В ходе просмотра видеозаписи родители имеют возможность соотнести свое видение ситуации с реальными трудностями своего ребенка.

     С переходом ребенка в среднюю ступень обучения возникают не только внешние трудности, но и трудности в общении между родителями и детьми. Они приводят к важному последствию, которое отражено в притче. Послушайте ее, пожалуйста.

     III. Чтение житейской истории «Красные кони… Синяя трава…»

     - Какие выводы мы можем сделать, послушав эту историю? Что различные трудности в общении приводят к снижению искренности, открытости во взаимоотношениях.

     - Почему же трудности в общении приводят к снижению искренности?

Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению