Я.А.Коменский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Задачи:.
- рассмотреть педагогическую деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского
- показать, как отражены дидактические принципы Я.А.Коменского в
его учебной книге «Мир чувственных вещей в картинках»

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского………………………………………………………….5
Глава 2. Отражение дидактических принципов Я.А.Коменского в
его трудах……………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………….…….23
Список литературы………………………………………………….…24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Мир чувчтвенных вещей в картинках.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

          Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели – мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т.п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянного подкрепляемых конкретными делами и поступками.

          Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного воспитания самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературе.

          Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно».

          В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине – исполнительности, выполнению установленных порядков. Общеизвестна крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

          В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.

          Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

   Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

    Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".

          Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям он относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.

          В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".

          Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

          Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

          Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".

          Наравне с системой обучения Коменский предложил свою систему нравственного воспитания. Ян Амос Коменский считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его, становятся безнравственными и порочными. Он настаивал на том, чтобы нравственное воспитание начиналось с самых ранних лет, пока порок не овладел душами детей. По мнению Коменского в деле нравственного воспитания огромное значение имеет дисциплина. Без дисциплины невозможно воспитать ребенка и сделать из него полноценную личность.


Заключение

 

          Выдающийся общественный деятель прожил яркую и интересную жизнь. У него были свои, новые, взгляды на мир, в том числе на систему обучения и воспитания. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья. Коменский создал много трудов по воспитанию и обучению детей, в том числе «Мир чувственных вещей». В «Великой дидактике» он указал свои принципы на всю систему обучения и воспитания. Принципы обучения по Коменскому были полной противоположностью существующим в то время.

          Коменский впервые выявил ведущие принципы, идеи и описал их в «Мире чувственных вещей». Великий чешский педагог считал, что первоисточник знаний сама жизнь, сами предметы.

          В системе нравственного воспитания Я.А.Коменского есть свои особенности. Он считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его вовсе, становятся безнравственного и порочными. Также важное значение имеет дисциплина.

.         Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки.  Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании».

          В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

 

 

 

 

 

5

 



 

Список литературы

1.      Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М.: Учпедгиз, 2009.

2.      Кратохвил М.В. Жизнь Я.А.Коменского:/ Перевод с чешского Д.М.Прошуниной, Т.Н.Осадченко. М.: Просвещение, 2011.

3.      Кумарин В. Аксиомы Коменского. // Народное образование, 2011. № 8 С.237-240.

4.      Ларкипанидзе Д. Великий чешский педагог Я.А.Коменский. М.: Педагогика, 2006.

5.      Морозова Ю. К Коменскому в XVII век или с Коменским в XXI век? //Народное образование, 2002. № 9.С.61-67.

6.      Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского. М.: Педагогика, 2009.

7.      Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А.А. Красновского. М.: Педагогика, 2009.

8.      Коменский Я.А. Мир чувственных вещей. М.: Просвещение 2009.

9.      Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Мира чувственных вещей»). М.: Учпедгиз, 2010.

10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринскийй. М.: Педагогика, 2009.

11. Коменский Я.А. О воспитании : Золотой фонд педагогики / Сост.        Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2011.

12. Константинов Н.К. и др. История педагогики М.: Просвещение, 2002.

 

 

5

 



Информация о работе Я.А.Коменский