Я.А. Коменский о семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:57, реферат

Описание

Цель реферата – раскрыть одно из направлений педагогической теории Яна Амоса Коменского. Для того чтобы тема семейного воспитания была раскрыта полностью, необходимо рассмотреть дидактические взгляды Коменского, а также саму сущность и основные черты его педагогической теории. Ведь на основные положения его педагогической теории, такие как, принцип природосообразности, возрастная периодизация опиралось огромное количество известных педагогов следующего столетия.

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГ.docx

— 29.64 Кб (Скачать документ)

Введение

    У древних китайцев, более всего  в жизни ценивших покой, существовало такое нелестное пожелание: «Чтоб  ты жил в эпоху перемен». Коменский Ян Амос не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен и одним из строителей своей эпохи.

    Цель  реферата – раскрыть одно из направлений педагогической теории Яна Амоса Коменского. Для того чтобы тема семейного воспитания была раскрыта полностью, необходимо рассмотреть дидактические взгляды Коменского, а также саму сущность и основные черты его педагогической теории. Ведь на основные положения его педагогической теории, такие как, принцип природосообразности,  возрастная  периодизация опиралось огромное количество известных педагогов следующего столетия. Поэтому, прежде чем приступить к раскрытию главной темы реферата я кратко опишу основные дидактические взгляды Коменского и его педагогическую теорию неотъемлемой частью которых и является семейное воспитание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Педагогическая  теория Я. А. Коменского

    Во  многих педагогических сочинениях Коменского можно проследить мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

    По  мнению Коменского, человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека [3, с.31]. Автор указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Исходя из этого, Коменский пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы.

    Яркие примеры сравнения человека с  живой природой можно увидеть  в  «Великой дидактике». «... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо,  чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» [1, с.88].

    Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

  1. Детство (от рождения до 6 лет включительно).
  2. Отрочество (от 6 до 12).
  3. Юность (от 12 до 18 лет).
  4. Возмужалость (от 18 до 24 лет).

    В основу этого деления вкладываются возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

    Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

    Для детей до 6 лет он предлагает материнскую  школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается  шестилетняя школа родного языка  в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или  гимназия. Для возмужалых молодых людей  в каждом государстве или большой  области – академия.

    Устанавливая  эту необычную для того времени  последовательность изучения наук, Коменский  исходил из своих философских  воззрений – из сенсуализма – и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук [3, с.31-33].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Дидактические взгляды Я. А. Коменского

    Следуя  сенсуалистической философии, Коменский  в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл  принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [3, с.34].

    Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности  обучения Коменский противопоставил  требование сознательности учения.

    Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

    В связи с этим опять можно вспомнить  принцип природосообразности. В  «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:

    1. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

    2. Всякое свое формирование природа  начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

    3. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

    4. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца [1, с. 115-119].

    Ценные  указания дал Коменский, выдвинув дидактическое  требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.

    Коменский стремился возможно сильнее развивать  познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», – писал он [3, с.35-36].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Семейное  воспитание в наследии Я. А. Коменского

    Для раскрытия этого вопроса вновь  обращусь  к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица – христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни».

      «Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями» [1, с.91].

    Здесь следует подчеркнуть, что Коменский  ставит учителей лишь на второе место  после родителей. То есть из этого  можно сделать вывод что основную роль в воспитании детей играют именно родители.

    Надо  сказать,  что следуя Платону и  Аристотелю основными добродетелями  Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного  воспитания.

    Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание  в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, с побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя» [2, с.243].

    Подчеркивая всю важность и необходимость  семейного воспитания Коменский  в «Великой дидактике» создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

    По  мнению Коменского в материнской  школе нужно изучать ряд предметов. Следует отметить, что эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками.

    «Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т.  п., что в общем и является основой метафизики.

    В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

    Начала  оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

    Начала  истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.

    Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. [1, с.149].  А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр.

    На семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит: «Все всего легче образуется в нежном возрасте». То есть в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Ян  Амос Коменский оказал огромное влияние  на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Учебники автора, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах. К слову, работы Коменского являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

    Коменского  можно назвать новатором в  области дидактики. Он выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

    В развитии педагогики Коменский, как  отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в  развитии философии, как Коперник в  развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной  школе, некоторые дидактические  принципы и правила и др.), пробивало  себе путь медленно. Многое, о чем  мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.

Информация о работе Я.А. Коменский о семейном воспитании