Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:31, реферат

Описание

1. Понятие адаптации. Фазы адаптационного процесса.Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизи

Работа состоит из  1 файл

Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.docx

— 26.63 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Факторы, определяющие  успешность адаптации малыша  к детскому саду.Установлен ряд  факторов, определяющих, насколько  успешно малыш справится с  предстоящими ему изменениями  в привычном образе жизни. Эти  факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием  ребенка, они тесно переплетены  и взаимно обусловлены. 

 

Во-первых, это – состояние  здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы  адаптационных механизмов, он лучше  справляется с трудностями. На состояние  его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания  в период новорожденности и в  первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в  детское учреждение. Токсикозы, заболевания  матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

 

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает  в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности  к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает  к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии  усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются  возможности – он уже может  самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок  еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная  привязанность к человеку, постоянно  находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев  до полутора лет эта привязанность  выражена наиболее сильно. После у  ребенка появляется возможность  речевого общения, свободного перемещения  в пространстве, он активно стремится  ко всему новому, и зависимость  от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается  в чувстве защищенности, опоры, которое  дает ему близкий человек. Потребность  в безопасности у маленького ребенка  так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

 

 

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими  и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному  общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение  ребенком совместно со взрослым миром  предметов, назначение которых сам  малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который  может оценить его действия, прийти на помощь. Что нового привносит  сформированный тип общения и  предметной деятельности в область  социальных взаимоотношений ребенка  с другими людьми? Как эти приобретения могут сказаться на поведении  детей в новых условиях детских  яслей? В ходе делового общения формируются  особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт  от делового, практического? Прежде всего  тем, что эмоциональные отношения  – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного  общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни  одинаково доброжелательно относится  к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы  отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже  со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих  и чужих. Примерно в восемь месяцев  у всех детей возникает страх  или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается  к матери, иногда плачет. Расставание  с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения  с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном  только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает малыша от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.

 Характерной особенностью  детей, которые с большим трудом  привыкают к яслям, является  слабая сформированность действий  с предметами, они не умеют  сосредоточиваться на игре, малоинициативны  в выборе игрушек, не любознательны.  Любая трудность расстраивает  их деятельность, вызывает капризы,  слезы. Такие дети не умеют  налаживать деловые контакты  со взрослыми, предпочитают эмоциональное  общение. 

 

 

Большое влияние на течение  адаптации оказывает и отношение  с ровесниками. Если мы вернемся к  описанным выше симптомам неблагополучного поведения детей, то вспомним, что  и в этой сфере малыши ведут  себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с  удовольствием играют рядом, делятся  игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного пребывания в них.

 

 

Источники:

Алямовская В.Г. Как воспитать  здорового ребенка. - Нижний Новгород, 1994.

 

Белкина Л.В. Адаптация детей  раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. - 2004.

 

Галанов А.С. Психическое  и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2000.

 

Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг  общения с ребенком (период раннего  детства). – СПб.: Речь. – 2001.

 

Морозова Е.И. Психологические  подходы к изучению процесса адаптации  детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л «АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ РАО». - №4/2001.

 

Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для  родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002

 

Роньжина А.С. Занятия психолога  с детьми 2 – 4 лет в период адаптации  к дошкольному учреждению. – М.: - Книголюб. – 2004.

 

Социальная адаптация  детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонкой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М., 1980.


Информация о работе Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ