Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:20, контрольная работа

Описание

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие
к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том
числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают,
что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа
детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .
Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х годов ХХ в. данное
число детей не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев и др.).

Содержание

Введение 3
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. 5
Взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР. 9
3. Заключение 20
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.43 Кб (Скачать документ)

       
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, взаимосвязь между логопедом  и воспитателем осуществляется в  процессе всей речевой работы при  четком разграничении их функций.  Решая общие задачи ни тот, ни другой не подменяет друг друга, не дублирует  выполнение работы, коррекционные задачи тесно связаны, но имеют четкое разграничение  направлений.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Научно - методический  журнал «Логопед» №2, 2008.

2. «Логопед в  детском саду» № 1, 2004.

3. Ларионова  Н.Я. «Осуществление взаимосвязи  в работе логопеда и воспитателя» (Обучение и воспитание дошкольников  с нарушениями речи). – М,1987.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          К концу ХХ века в России  произошли глубокие социально-

экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие 

 к  резкому  увеличению разного  рода  патологий  у детей и взрослых, в том

 числе и  речевых. Статистические данные  последних десятилетий показывают,

что число детей  с речевой патологией выросло  до 40-50%  от  общего числа 

детей  дошкольного  и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .

Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х  годов ХХ в.  данное

число детей  не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев  и др.). 

       Научными исследованиями в области  дефектологии доказано исключительно  важное значение раннего распознавания  речевого недоразвития и его  более ранней коррекции, что  позволяет предупреждать затруднения  детей при обучении в школе  (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная  работа с детьми дошкольного  возраста при выраженных нарушениях  речи приводит к значительной  их компенсации. 

     Следует признать достаточно актуальной проблему коррекции речевых нарушений  у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с  нарушениями речи, становление которой  в России началось с конца 60-х  годов ХХ века.

     Дошкольное  образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями  речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему  общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Организация логопедической  работы с детьми  ОНР. 

   Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение

в общей  системе логопедической работы с  детьми с ОНР. Это определяется

прежде  всего ведущей ролью связной  речи в обучении детей как старшего

дошкольного, так и в особенности школьного  возраста. Формирование

связной речи детей с ОНР в коррекционном  детском саду осуществляется как  в 

процессе  разнообразной практической деятельности при проведении игр,

режимных  моментов, наблюдений за окружающим и  др., так и на специальных

коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи

дошкольников  с ОНР освещена в ряде научных  и научно-методических трудов

 по  логопедии.

        Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на

логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств

языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с

детьми  (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры,

прогулки  и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи

осуществляется  прежде всего на логопедических занятиях по формированию

связной речи.

       При обучении  детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание

уделяется формированию  связной монологической  (описательной и

повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике

обучение  детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств

формирования  связной речи, развития речевой активности и творческой

инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на

формирование  психических процессов и познавательных способностей детей.

Подчеркивается  важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.

        К  основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению. В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое  рассказывание.

        При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

        Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие :

  • Опора на развитие речи в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
  • Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  • Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи: грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

    Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). 
        Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • Коррекционное формирование и включение в <речевой арсенал> детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

   Основной  формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малыми группами (5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю  по 20 - 30 мин. в утренние часы.

   Человек формируется в деятельности, чем  она разнообразнее, тем разнообразнее  его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.         
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

2. Взаимодействие логопеда  и воспитателя  по развитию речи 

в группе ОНР.

          Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует  первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель  закрепляет сформированные речевые  навыки.

          Исходя из этих задач, следует разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР