Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:20, контрольная работа

Описание

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие
к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том
числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают,
что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа
детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .
Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х годов ХХ в. данное
число детей не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев и др.).

Содержание

Введение 3
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. 5
Взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР. 9
3. Заключение 20
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.43 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Магнитогорский государственный  университет»

Кафедра логопедии и медико-биологических  дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа

  Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи

 в  группе ОНР. 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка 404 гр. 

                                             Шеметова Ю. Е.

                                                                    Проверила: Семихатская С. В.                                                                          
 
 
 

  

Магнитогорск , 2010

Содержание 

Введение                                                                                                                      3

  1. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада.                                                                                                   5
  2. Взаимодействие логопеда и воспитателя  по развитию речи в группе ОНР.                                                                                                                   9

        3.  Заключение                                                                                                    20

      4.  Список литературы                                                                                      21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          К концу ХХ века в России  произошли глубокие социально-

экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие 

 к  резкому  увеличению разного  рода  патологий  у детей и взрослых, в том

 числе и  речевых. Статистические данные  последних десятилетий показывают,

что число детей  с речевой патологией выросло  до 40-50%  от  общего числа 

детей  дошкольного  и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .

Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х  годов ХХ в.  данное

число детей  не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев  и др.). 

       Научными исследованиями в области  дефектологии доказано исключительно  важное значение раннего распознавания  речевого недоразвития и его  более ранней коррекции, что  позволяет предупреждать затруднения  детей при обучении в школе  (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная  работа с детьми дошкольного  возраста при выраженных нарушениях  речи приводит к значительной  их компенсации. 

     Следует признать достаточно актуальной проблему коррекции речевых нарушений  у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с  нарушениями речи, становление которой  в России началось с конца 60-х  годов ХХ века.

     Дошкольное  образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями  речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему  общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и  коррекционным группам детских  садов общеразвивающего типа принадлежит  ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них  речевого недоразвития и вторичных  психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Организация логопедической  работы с детьми  ОНР. 

   Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение

в общей  системе логопедической работы с  детьми с ОНР. Это определяется

прежде  всего ведущей ролью связной  речи в обучении детей как старшего

дошкольного, так и в особенности школьного  возраста. Формирование

связной речи детей с ОНР в коррекционном  детском саду осуществляется как  в 

процессе  разнообразной практической деятельности при проведении игр,

режимных  моментов, наблюдений за окружающим и  др., так и на специальных

коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи

дошкольников  с ОНР освещена в ряде научных  и научно-методических трудов

 по  логопедии.

        Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на

логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств

языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с

детьми  (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры,

прогулки  и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи

осуществляется  прежде всего на логопедических занятиях по формированию

связной речи.

       При обучении  детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание

уделяется формированию  связной монологической  (описательной и

повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике

обучение  детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств

формирования  связной речи, развития речевой активности и творческой

инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на

формирование  психических процессов и познавательных способностей детей.

Подчеркивается  важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.

        К  основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению. В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое  рассказывание.

        При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

        Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие :

  • Опора на развитие речи в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
  • Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  • Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи: грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

    Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). 
        Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • Коррекционное формирование и включение в <речевой арсенал> детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

   Основной  формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малыми группами (5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю  по 20 - 30 мин. в утренние часы.

   Человек формируется в деятельности, чем  она разнообразнее, тем разнообразнее  его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.         
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

        
 
 
 
 
 

2. Взаимодействие логопеда  и воспитателя  по развитию речи 

в группе ОНР.

          Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует  первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель  закрепляет сформированные речевые  навыки.

          Исходя из этих задач, следует разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР