Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:03, доклад

Описание

Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабос-лышащих дошкольников важно обеспечить единствов работе педагоги-ческого коллектива группы, включая сурдопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррек-ционного воздействия.

Работа состоит из  1 файл

Доклад Взаимодействие.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)
 

Взаимодействие  в работе сурдопедагога и воспитателя. 
 

Для успешного  решения задач воспитания и обучения глухих и слабос-лышащих дошкольников важно обеспечить единствов работе педагоги-ческого коллектива группы, включая сурдопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррек-ционного воздействия.

  Несмотря на важность профессиональной деятельности каждого специи-алиста, педагогический эффект может быть достигнут в результат коор-динаций их усилий, так как объектом их общего внимания являются дети.

Прежде всего  важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопедагога и воспитателей, так как эти сотрудники ежедневно проводят разносторон-нюю работу с детьми данной группы. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах их деятельности, как организация изучения детей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обу-чения, перспективное и ежедневное планирование, взаимопосещение и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечения детей, работа с родителями.

  Рассмотрим основные направления совместной работы сурдопедагога и воспитателей. Уже на этапе комплектования группы, до прихода детей в детский сад, сурдопедагог и воспитатели продумывают и осуществляют оснащение педагогического процесса дидактическими средствами, соз-дают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. С этой целью продумывается рациональное размещение оборудования в классе, оснащение игровых уголков, в зависимости от возраста детей размещение спортивного, трудового инвентаря. Особое значение придаётся специа-льным средствам, необходимым для коррекционной работы: определяется место установки стационарной звукоусиливающей аппаратуры и т.д. Педагоги группы совместно продумывают размещение наборных полотен для табличек и картинок, подбираются демонстрационный и раздаточный материал по различным разделам работы.

   Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе сурдопе-дагога и воспитателей особенно полно проявляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного планирования. Прежде

всего определяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это даёт основания выявить связи между разделами, опреде-лить общую тематику занятий, вариативность методов и приёмов работы. Обеспечение сквозной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение материала в разных видах деятельности, обеспечить связь наг-лядных и практических методов со словесными. Воспитатель и сурдопе-дагог могут установить тематическую связь между разделами: «Игра», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи». Например, тема «Игрушки» в младшей группе предпо-лагает знакомство со свойствами и назначением игрушек в процессе озна-комления с окружающим, организацию дидактических игр и обыгрывание игрушек в ходе рисования. На занятиях по развитию речи происходит уточнение значения и структуры слов, обозначающих игрушки; форми-руются умения воспринимать их слухо - зрительно, глобально различать на табличках, понимать различные конструкции с этими словами и испо-льзовать их в общении.

   Важным аспектом работы воспитателей и сурдопедагога является создание слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное моти-вированное общение с детьми, предъявление единых требований к речи детей. Сурдопедагог и воспитатели обсуждают единые требования к использо-ванию разных форм речи, осуществляют контроль за устной речью детей. Это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог должен учить воспитателей фор-мам контроля за произношением, давать консультации по работе со звуко-усиливающей аппаратурой.

  В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведения занятий и организации свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении комплексных занятий.

Одной из форм совместной деятельности сурдопедагога, воспитателей и музыкального руководителя является организация праздников и развлечений. Это и проведение дней рождения детей в группе, организация театрализованных игр, приглашение детей другой группы на постановку сказки. Среди праздников и развлечений большое значение придаётся проведению утренников, которые требуют более длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и сурдопедагога. Дефектолог и воспитатели принимают участие в разработке сценария, обсуждают его содержание с точки зрения возможностей участия в нем каждого ребёнка. Сурдопедагог подбирает речевой материал с учетом речевых возможностей детей: загадки, шарады, стихи заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Воспитатель готовит подвижные игры, шутки, помогает детям разучить танцы, песенки. Совместное участие всех педагогов группы делает праздник для детей и родителей особенно запоминающимся.

   Сурдопедагог  и воспитатели осуществляют  работу с родителями, ко-торую надо вести систематически и целенаправленно. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребёнку, желание роди-телей участвовать в воспитательной и образовательной работе.

   В дошкольных  учреждениях используют различные формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, консультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для роди-телей. В их организации принимают участие и учитель-дефектолог, и воспитатели. Они совместно обсуждают план работы с родителями, намечают участие каждого педагога в разных мероприятиях. Во время консультаций и организации круглых столов педагог даёт рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели - по организации режима дня, формировании навыков самообслуживания, обучении детей играм, рисованию.

  Совместно  сурдопедагог и воспитатели оформляют  уголки для родителей, в которых  предоставлены материалы по воспитанию  и обучению детей, интересные  статьи на актуальные темы  из журналов и газет….

  Как правило  на выходные и праздничные  дни родители получают задания  по развитию речи детей, активизации  навыков общения. Воспитатель,  как и сурдопедагог, может дать  интересное задание, связанное  с наблюдением за животными,  явлениями окружающего мира и т.п. Сурдопедагог и вос-питатели должны вызывать доверие у родителей, быть их друзьями и советчиками в деле воспитания детей.

Информация о работе Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя