Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры 5
поведения у школьников 5
1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников 5
1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности 10
Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников 13
2.1. Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент) 13
2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы 20
2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников 27
(контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая семья и школа.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)
 

     Также при исследовании культурного воспитания была применена методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

      М.Рокич  различает два класса ценностей:

     Терминальные  – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться;

      Инструментальные  – убеждения в том, что какой  то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой  ситуации.

      Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

      Испытуемым  предъявляются на карточках два  списка ценностей (по 8 в каждом). Карточки испытуемый раскладывает по порядку  значимости. Вначале предъявляется  набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

     Инструкция: «Сейчас вам раздадут набор из 16 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по степени  значимости для вас, т.е. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно  изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 8 место.

     Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы изменили свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами»

Список  А (терминальные ценности):

- здоровье 

- интересная  учеба

- красота  природы и искусства

- материально обеспеченная жизнь (когда мама и папа могут купить тебе все)

- хорошие  и верные друзья

- развлечения

- счастливая  семейная жизнь

- счастье  других людей

Список  Б (инструментальные ценности):

- аккуратность, умение содержать в порядке  вещи

- воспитанность (хорошие манеры)

- жизнерадостность

- исполнительность (дисциплинированность)

- ответственность 

- честность  (правдивость, искренность)

- трудолюбие

- чуткость, заботливость [8; с. 25 - 29]

      В результате были получены следующие  данные

Ценности Контрольный класс

%

Экспериментальный класс %
терминальные  ценности
здоровье 5 % 3 %
интересная  учеба 11 % 8 %
красота природы и искусства 5 % 5 %
материально обеспеченная жизнь (когда мама и  папа могут купить тебе все) 20 % 25 %
хорошие и верные друзья 22 % 21 %
развлечения 20 % 22 %
счастливая  семейная жизнь 9 % 10 %
счастье других людей 8 % 6 %
инструментальные  ценности
аккуратность, умение содержать в порядке вещи 15 % 15 %
воспитанность (хорошие манеры) 20 % 15 %
жизнерадостность 9 % 9 %
исполнительность (дисциплинированность) 11 % 11 %
ответственность 10 % 10 %
честность 15 % 20 %
трудолюбие 10 % 9 %
чуткость, заботливость 10 % 11 %

 

2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы

     Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно  связанные понятия можно расположить  в такой последовательности: семья  – ребёнок - общество.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. [15; с. 38 - 40]

     Сухомлинский  писал:  «Школа  в  воспитательном  отношении  должна  быть  не  кем  иным,  как  хранительницей  семейного  очага.   Таким образом,  учитель должен  быть  доверенной  и надежной  личностью,  которая свою  воспитательную  деятельность  должна  согласовать с семейным  воспитанием,  которое родители  дают  своим детям». [5; с. 93]

      В  нашем  современном  обществе  все  заметнее  становится  кризис  семьи,  пути  выхода  из  которого  пока  неясны.   Кризис  выражается  в  том,  что  семья  все  хуже  реализует  свою  главную  функцию – воспитание  детей. Среди  наиболее  веских  причин  неудовлетворительного  воспитания  детей  в семье  можно  отметить  следующие:

  1. Невысокий  экономический  уровень  большинства  семей.
  2. Низкая  культура  общественной  жизни.
  3. Двойная  нагрузка  на  женщину  в  семье – и  на  работу,  и  на  семью.
  4. Высокий  процент  разводов.
  5. Бытующие  общественное  мнение,  что  муж  лишь  помогает  жене  в  воспитании  детей.
  6. Увеличение  разрыва  между  семьей  и  школой  
  7. неполная семья;
  8. конфликтная атмосфера в семье;
  9. наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
  10. при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
  11. излишняя порочная родительская любовь и т. п. [6; с. 59 - 61]

     Работа  классного  руководителя с родителями очень сложна.  Их  влияние имеет огромное  значение  для ребенка,  однако  в большинстве случаев данное  влияние стихийно.   Часто оценка  родителями    поведения их  детей не  совпадает с оценкой учителей  участников,  а также    с оценкой самих учеников.   Поэтому учитель должен  искать  путь  к сердцу  родителей,  чтобы дать  им  позитивное  направление.   Взаимоотношения с родителями  укрепляются,  когда:

  • учитель  родителям  старается  дать  то,  что  требуется  и  от  них  (выслушивает  их  проблемы,  высказывает понимание  и доброжелательность  по  отношению  к  их  детям);
  • учитель не забывает,  что  родители  должны  смотреть  на  школу  глазами  детьми  (сначала  устанавливает  контакт  с  детьми,  а  затем  с их родителями);
  • учитель  стремится  раскрыть  способности  родителей  в  отдельных  областях  воспитания  детей;
  • учитель помнит,  что  нельзя  родителям  указывать,  а  тем  более  ругать  их  детей;
  • учитель  надеется  на  победу  добра  в  душе  ребенка;
  • учитель  делится  накопленным  педагогическим  опытом  и  т. д.

     Задачи  педагога:

а) выяснить, как  сделать так, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребёнка;

б) убедить  родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути культурного воспитания ребёнка в семье. [5; с. 98 - 99]

      Данная  экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию мероприятий по культуры поведения младших школьников единстве семьи и школы на основе проведенных исследований и в соответствии с полученными данными, составленной программы мероприятий.

     Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

      Таким образом, для разработки мероприятий  по культурному воспитанию младших школьников в единстве семьи и школы, необходимо  сначала провести диагностику семейных отношений, и на основе полученных данных спланировать мероприятия согласно полученным результатам.

      Сформируем  цели и задачи данного этапа.

      Цель  формирующего эксперимента: в совместной работе учителя с родителями достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой,  подать как можно больше информации  о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах.  Обязательно дать родителям высказаться.

      Задачи:

    1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
    2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации  учебной и творческой деятельности младшего школьника и его отдыха.
    3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.

      Автор курсовой провела следующие мероприятия по воспитанию культуры поведения детей в единстве семьи и школы:

      Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

      Групповые:  (Родители  могут объединяться  в  группы  по  образованию,  педагогической  культуре,  по  поведению и показателям успеваемости  их  детей.)  Здесь  выделяются:  взаимная  работа  учителя  и  родителей  на  уроках,  когда  родители  помогают  учителю  вести  урок;  и    работа  с  активом.

      Коллективные: классные собрания, родительские собрания - конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия, деловые игры, регламентированные  дискуссии.

      Учителем  проводились следующие беседы для родителей: «Об организации учебы младшего школьника»; «Учебная работа младших школьников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать ребенку в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие.

Информация о работе Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения