Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры 5
поведения у школьников 5
1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников 5
1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности 10
Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников 13
2.1. Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент) 13
2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы 20
2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников 27
(контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая семья и школа.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

   Департамент образования города Москвы Педагогический колледж № 1 им. К.Д.Ушинского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Автор: ФИО студента в именительном падеже (полностью); студента(ки) 3 курса группы №, специальность. 

                                     Руководитель: ФИО преподавателя в именительном падеже (полностью), квалификация, звание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

 

 

Введение

    Актуальность  данной темы определена тем, что в  настоящее время учебный процесс  требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

    Поиски  новых подходов в преподавании литературы в средней школе связаны с обновлением программ, создаваемых на более широких принципах включения русской литературы не только в мировой литературный процесс, но и в глобальный общекультурный контекст.  
Наконец, гуманитарное знание наших дней отличает ярко выраженный синкретизм, научные исследования ведутся либо на стыке смежных наук (литературоведение, психология, социология), либо с привлечением как информационной базы, так и методов наук всего гуманитарного цикла. Такова общенаучная и гуманитарная парадигма 21-го века.

    Теоретической базой исследования является корпус источников по литературоведению, анализу  художественного текста, методике преподавания литературы в средней школе, теории воспитания, возрастной психологии, психологии восприятия текста, психологическим основам концепции развивающего обучения (работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова), психологии и педагогике проблемного обучения, психолого-педагогическим основам активных методовобучения(работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова)

      Целью нашего исследования является рассмотрение влияния активных методов воспитания и обучения литературе на результативность учебно-воспитательного процесса.

    Объектом  исследования является учебно-воспитательный процесс в условиях средней школы.

    Предмет исследования: использование активных методов культурного воспитания (воспитание культуры поведения) при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

    Гипотеза: если использовать активные методы взаимодействия школы и семьи в условиях воспитания культуры поведения в различных  формах обучения, то процесс изучения литературы учащимися средней школы будет более эффективны.

    Методологической  основой исследования является теория познания, психологическая теория активной деятельности учащегося в формировании и развитии его личности.

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры

поведения у школьников

1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников

 

          Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать  такие понятия, как «профессиональная  культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

          Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

          Понятие «педагогическая  культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е.В.Бондаревской, 3.Ф.Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.

          С началом активной разработки культурологического направления  в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, культурно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

          Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой, как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. [15; с. 38 - 40]

    Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

  • профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
  • профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
  • профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
  • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
  • особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

          Учет указанных  методологических оснований дает возможность  обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

          Аксиологический компонент  профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством  и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

          Технологический компонент  профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются  личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.

          Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

          Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и  реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях  личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения культурных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

          Педагог вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества1.

 

1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности

 

          Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

          Семья — важнейший  институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.

          Семейное воспитание — это система воспитания и  образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

          Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. [1; с. 13]

          Задачи семьи состоят  в том, чтобы:

Информация о работе Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения