Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Задачи:
1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Китаевой.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

Следя за качеством работы, последовательностью  ее выполнения, воспитательница подчеркивает, что любое задание надо обязательно  доводить до конца, разъясняет, что  каждая вещь – это результат труда, и поэтому ее надо беречь, заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

Деятельность педагога обращена не только на обучение детей трудовым навыкам, но и сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих  разъясняемым нормам.

Для решения воспитательных задач: формирования у детей достаточной  сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности, используются различные  приемы – положительная оценка поступков  детей, их стремление следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание о последовательности действий. Дети могут приобрести значительный опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – повышается самостоятельность детей: они начинают совершать соответствующие поступки по собственному желанию. И задача педагога – подхватить, поддержать инициативу ребенка, вызвать у других желание поступать подобным образом.

В старшей группе труд по самообслуживанию становиться обязанностью детей. Расширяется содержание труда, усложняются воспитательные задачи: формируется аккуратность, культура деятельности, поведения, взаимопомощь, организованность, предупредительность. Используя возникающие ситуации, следует учить детей быть внимательными, замечать, кто из окружающих нуждается в участии, помощи, поддержке, и поступать соответствующим образом, не дожидаясь просьбы с их стороны. Ситуаций для этого возникает в повседневной жизни детского сада очень много, и надо формировать у детей положительный трудовой опыт в поступках, соответствующий моральным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В старшем дошкольном возрасте детям  становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: работа с тканью, древесиной, виды ручного  труда, навыками которого ребенок овладел  в семье, например, элементы ткачества. Любой из видов ручного труда  содержит в себе одинаковые возможности  для формирования у детей нравственно-волевых  качеств, прилежания, стремления к качественному  выполнению задуманного. Перед воспитательницей, руководящей ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес  к изготовлению предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить  интереса к труду, использовать возникающие  затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. Возможность изготовить предмет, имеющий  практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность  ручного труда становится сильным  мотивом, побуждающим ребенка к  овладению необходимыми трудовыми  навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Выбирая методы организации  труда и его содержание, важно  и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность: степень сложности, объем труда. Многие дети с удовольствием будут  сидеть над кропотливой работой, но им нужны двигательные паузы, и  об этом нельзя забывать. Организуя  ручной труд в группе, воспитательница  должна учитывать соответствие его  содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить  к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать  отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов  деятельности (игр, занятий по интересам).

Чтобы вызвать интерес к ручному  труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных  персонажей, белья для кукол. Дети при этом должны почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками. Например, поставить несколько изделий из разных материалов – рыбку из еловой шишки, клоуна из желудей, грибочки из скорлупы грецкого ореха. Полезно организовать выставку поделок в уголке для родителей, к этому привлечь детей, вместе обсудить чьи работы надо поставить.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда. Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как это делают взрослые. Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых. Это можно осуществить, только нужно уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд. Детям выполнение несложных поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.

Дети наблюдают осенью за уборкой  участка, воспитательница отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять  участие в уборке. Им дают маленькие  корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок. Дети стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.

Воспитательный смысл включения  детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие – содержание труда должно соответствовать их возрастным возможностям.

Чем старше дети, тем более усиливается  руководящая роль воспитательницы  при организации их трудовой деятельности. Содержание труда становится сложнее, в нем принимает участие все  большее число ребят, и педагогу приходится одновременно обучать их трудовым навыкам, навыкам культуры трудовой деятельности и взаимоотношений, воспитывать бережное отношение  к материалам, инструментам, оборудованию, направлять усилия ребят на достижения целей. С другой стороны, подражая, дети становятся более умелыми, деловитыми, бережливыми, и педагог получает возможность не только организовывать их трудовую деятельность, направлять ее, но и самому все активнее участвовать  в совместном труде с ними. При  правильном распределении трудовых операций все будут достаточно активно участвовать в деятельности, и дети могут легко перенимать пример трудового поведения взрослого, проявляя самостоятельность. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах – и взрослого, и детей используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, трудовых умений, опыта.

Старшие дошкольники принимают  участие в изготовлении дидактических  материалов: делают формы, выкройки для  конструирования поделок из бумаги, наглядный материал для занятий  по счету – фигурки, счетные карточки. Дети занимаются ремонтом коробок из-под  настольно-печатных игр. Наиболее сложным  в этом процессе оказывается сшивание углов коробок, поэтому эту работу воспитательница берет на себя. Дети должны затем оклеить углы бумагой, чтобы придать коробке аккуратный вид.

Воспитательница может вместе с  детьми починить одежду для кукол, подклеить  книги, выполнять и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок  в песочный дворик, навести порядок  на веранде, на физкультурной площадке. В любом детском саду имеются  благоприятные условия, позволяющие  естественно осуществлять труд детей  со взрослыми. В весенне-летний период организуется совместная трудовая деятельность воспитательницы с детьми на огороде: несколько детей старшего дошкольного возраста пропалывали грядку с редисом. Внимательно рассматривали растения, если затруднялись отличить сурепку от редиса, спрашивали. Воспитательница выполняла более сложную работу – прореживала рассаду.

Такая работа, как прополка, рыхление, полив, для детей старшей группы вполне доступна, так как они имеют  достаточно крепкие трудовые навыки.

Создание и содержание приподнятой, радостной атмосферы совместного  труда способствует проявлению у  детей радости, удовлетворение результатами труда. Необходимо чаще рассказывать детям  о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем  труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить  радость, заботиться о них. Совместный труд взрослого и детей является одной из действенных форм организации трудового воспитания детей. Позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами  для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, жёлудей, брусков дерева и т.д. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате  и на участке размещается таким  образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудования по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведённом для ручного труда, - пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому  необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические  особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется введу его длительность, объём, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течении 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоёмкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащённое дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребёнка на другую деятельность. Для того, чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут; одни – вскапывает землю, другие рыхлят её граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведённое для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических  условий для труда, воспитатель  предупреждает возможность его  отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном  освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т.п.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особенно ценным является труд на воздухе.

Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес  к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи.

В этой связи большое значение имеет  организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом  с воспитателем, няней, с кем0то из близких, дети чувствуют себя помощниками  в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного  труда разъясняет значение трудовых действий, выражает своё отношение  к делу, работает ловко, в хорошем  темпе.

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего  детского сада. Тогда и отношение  к нему будет более ответственным.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический  характер и в нём участвуют  все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать  участие в коллективном труде. Поэтому  необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

В детском саду должны быть созданы  максимальные условия для поддержания  интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию настойчивости, аккуратности, бережливости, начал  коллективизма.

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2010 - № 11. – С. 34

2. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2010 - 134 c.

3. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

4. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

5.  Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2008. — 76 с.

6. Логинова В.И., Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детско-Пресс, 2008

Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда