Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Задачи:
1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Китаевой.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Воспитание  у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы трудового  воспитания

     1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ

     1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия

2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности

    2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей

    2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

 

Актуальность работы

 Овладение элементами трудовой  деятельности является прямым  продолжением развития предметной  деятельности ребенка, делает  для него общественно значимыми  сами предметные и орудийные  действия, требует нового уровня  овладения ими. В старшем дошкольном  возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности.

Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования - формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.

Задачи:

  1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
  2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Методы исследования:

    • теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
    • теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Исходными теоретическими положениями исследования трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).

Структура работы: работа состоит из 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1 Воспитательно-образовательная  работа в ДОУ

 

Как показано в работах К.Д. Ушинского1, В.А. Сухомлинского2: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту. Соответствующие виды труда: выращивание цветов и уход за ними, изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка. Стремление детей к красивому – для идейного и интеллектуального обогащения труда, творческих замыслов.

Режим труда – педагогически  целесообразная последовательность разных видов трудовой деятельности, обеспечивающая условия для всестороннего развития детей. Виды трудовой деятельности и  процессы, которые играют важную роль: в осуществлении умственного, нравственного, физического воспитания, соотношение  умственных и физических усилий в  физическом труде, творческий замысел. Конструирование с помощью машинок, механизмов, установок. Использование  технических средств в воспитании высокой культуры ручного труда3.

Труд на обязательных занятиях по обработке материалов: бумаги, картона, пластилина, ткани, пластмассы – первый, очень важный этап трудового обучения, формирования умений и навыков. Например, из соломы дети плетут и вяжут сумочки, кошельки, стулья – игрушки, из пластилина – делают фигурки людей и животных. Ребенок должен отвечать за целость  игрушек, за чистоту и порядок, где  дети играют, вытирать пыль с игрушек, делать уборку. Создание материальной базы, обеспечивающей раннее включение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности – это очень серьезная педагогическая проблема: покупка саженцев для опытного участка, музыкальных инструментов, художественной литературы. Соотношение учебных и воспитательных целей: знаний, умений, навыков. Воспитательные цели: нравственные понятия, убеждения, привычки, опыт, познавательный характер труда. Самообслуживание – простейший вид бытового труда, с него начинается трудовое воспитание. Самообслуживание – важный вид дисциплинирования человека, воспитание чувства долга перед другими людьми, ранняя обязанность, всеобщий труд, регулярный. Метод трудового воспитания ближе к методу обучения: общественно-хозяйственные и творческие цели труда. Пример и упражнение – методы трудового воспитания, общественные, эстетические, творческие цели труда. Коллективное трудовое задание: посадка цветов и деревьев – трудовой опыт для каждого ребенка, личный вклад в коллективное дело. Развитие наблюдения, включает наличие качеств: умение понять познавательную задачу, принять план работы, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели, осваивать способы познания в новых условиях. В исследованиях Т. Комаровой: типов игровых обучающих ситуаций (ИОС) – включение сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников – обладает дидактическими возможностями. ИОС4: с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи; варианты сюжета «Путешествие», игрушек опозноваемо-эстетических. ИОС: куклы, сюжетные игрушки, персонажи знакомых сказок: Буратино, Чиполино, Незнайка, Карлсон – привлекают интерес и внимание детей к дидактической цели занятия. С помощью сказок, рассказов, диафильмов, изучали влияние литературных произведений на игру, поведение дошкольников – Т.А. Макарова, Д.В. Менджеревская, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова. По литературной биографии куклы – персонажа, косвенная форма обучения детей. ИОС – единственный вид игры – прямое обучение детей – варианты игры в путешествие, трудовое занятие, наблюдение: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». Форма обучающей игры воспитателя с детьми, с дидактической целью: короткий и несложный сюжет, на основе сказочно-литературного произведения; с игрушками, атрибутикой, предметной средой; в содержании игры – дидактическая цель и воспитательная задача – сюжет, роли; воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Исследования Р. Хартли показали драматургию  игры, игры строительные, с водой, с  графическими материалами, элементы предметно-игровой  среды: сюжетно-образные игрушки, игровые  материалы, средообразующие материалы (модули), компьютерно - игровые средства. Классификация игрушек: педагогических, эстетических, гигиенических. Игрушки выполняют функции: игровую, познавательно-обучающую, развивающую, коммуникативную, эстетическую, этническую, культурологическую, творческую. В 5-6 лет – происходит наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей.

 

1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия

 

В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развитию инициативы детей при решении самых разнообразных программных задач. Связи труда с игровой деятельностью находят разнообразное выражение. Кроме театра кукол, довольно большое количество изделий и работ, выполняемых на занятиях, так или иначе предназначены для оборудования дидактических игр. Ребята много делают веселых подарочных изделий и игрушек, интересных в познавательном отношении, к праздникам, к дням рождения.

На всех этапах занятий по трудовому  воспитанию важнейшее значение имеет  использование точного, образного, выразительного слова, являющегося  средством управления трудовыми  действиями, активизации технической  мысли и творчества, расширение кругозора  детей. Анализ конструкции изделия, составление плана предстоящих  трудовых действий: краткие рассказы и беседы о труде, помогающие связать свой трудовой опыт с трудовым опытом старших, с развитием техники.

На занятиях по трудовому воспитанию можно использовать следующие пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «первый камень криво в землю  врос - вся стена пошла наперекос», «Смекалка и труд вместе живут», «Есть терпение, придет и умение», «Что на месте лежит, само в руки бежит», «Кончил дело, гуляй смело», «Хорошая работа сердце веселит».

Воспитательница может дать задание  детям подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, подходящие по своему характеру тем или иным сторонам работы над изделиями, выполняемыми на занятиях по трудовому обучению.

Работа должна удовлетворять индивидуальные интересы и склонности детей, содержать  программные знания, умения, навыки, которые дать можно детям при  выполнении данного изделия, возможность  продвижения вперед в овладении  знаниями и умениями (по сравнению  с тем, что дети делали прежде). Возможность  занять на выполнении изделия или  работы всех детей в группе. В  старшей группе дети выполняют изделия, требующие коллективного труда.

Трудовая деятельность в детском  саду – одно из средств воспитания у ребят внимательного, заботливого  отношения к сверстникам. Воспитательница учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Если взрослые проводят эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Следует приучать возвращать любую вещь на место ее постоянного хранения – игрушку, пособие, книгу. Это позволяет соблюдать в групповой комнате постоянный порядок. Если развернута долговременная игра, предполагающая дальнейшее ее продолжение, игрушки могут быть оставлены в игровой зоне.

Для воспитанников старшей группы ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться  умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение  к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь ввиду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитательница, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения задания, помочь ему или работать вместе с ним. Можно вместе с ним подмести пол, разъясняя, как надо держать щетку и в каком направлении сметать сор; помочь размельчить корм для рыбок, поясняя для чего это необходимо делать.

 

 

2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности

2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей

 

Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых  дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают  у них интерес к труду, а  также закрепляют недостаточно усвоенные  трудовые навыки, знания и умения. Такие  поручения помогают воспитательнице  успешно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, приемы руководства трудовой деятельностью, учитывая эмоциональное состояние  ребенка, особенности его характера, уровень трудовых умений.

Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Так, детям предлагают расставить стулья, полить растения, разложить  материалы для занятий на столы, подмести веранду. Одновременно детей  обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок  предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представленного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.

Воспитательница, наблюдая за работой  ребенка, определяет, что он усвоил, какие трудности испытывает, нуждается  ли в помощи. На этой основе разрабатывается  методичка руководства процессом  выполнения трудового поручения. У  детей пяти лет должна быть сформирована привычка к трудовому усилию. Воспитательница  во время работы детей старается  помочь ребенку в тот момент, когда  он, столкнувшись с первой трудностью, бросает дело, не доведя его до конца, отвлекается, теряет интерес к дальнейшему  выполнению задания. Только тщательный ежедневный контроль поможет взрослому  заметить снижение эмоционального настроя воспитанника в процессе работы и позволит определить методы воздействия на него: поощрить старание, усердие ребенка, заинтересовать, а иногда и просто потребовать от него выполнить задание, подкрепляя требование соответствующим разъяснением: «Все дети трудятся хорошо, и ты уже научился это делать»; «Надо помочь, мне одной трудно».

В процессе труда воспитательница  разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать  работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся  такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведения детей  во время работы. Например: «Нельзя  отвлекаться, когда трудишься»; «Работу  надо выполнять аккуратно»; «Насолил, налил – убери за собой». Правила  не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно  наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило  поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются  в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто  поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу  же оставил игру, как только я  попросила его помочь мне, - говорит  воспитательница, - поэтому мы так  быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка  даже за то, что тот охотно отозвался  на просьбу о помощи. По мере возникновения  у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков  можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда